70 лет назад, 7 марта 1954 года, советские спортсмены в первой же встрече одолели родоначальников хоккея с шайбой и с первой попытки выиграли чемпионат мира. Это знаменательнейшее в истории нашего спорта событие вспоминает автор «Ледовых войн» (М.: Эксмо, 2023) – документальной повести, охватывающей весь период соревнований советских и канадских хоккеистов с 1954 года до развала СССР. В ней на правах очевидца и летописца он в том числе рассказал, как канадцы превратили хоккей с шайбой в уникальный вид соревнований, десятилетиями использовавшийся как инструмент политического влияния.
Датой рождения отечественного хоккея с шайбой принято считать 22 декабря 1946 года. Мало кто знает, однако, что его крёстным отцом стал Климент Ефремович Ворошилов. В феврале 1948 года зампред Совета министров СССР, в чьё ведение входил отечественный спорт, впервые побывал на игре в канадский хоккей (так тогда у нас называли хоккей с шайбой) и прозорливо заметил:
– Потренируемся – и канадцев одолеем.
Так и случилось шесть лет спустя в Стокгольме, где неофиты хоккея с первой попытки завоевали корону чемпионов мира и Европы, в первой же схватке с канадцами разгромив их – 7:2. Лучшим игроком турнира был назван «Шаляпин русского футбола, Гагарин шайбы на Руси» (так Всеволода Боброва, единственного в мире спортсмена, участвовавшего в зимних и летних Олимпиадах в качестве капитана национальных сборных по этим видам спорта, окрестил Евгений Евтушенко).
Чтобы стать чемпионами, в решающем матче нашим хоккеистам была необходима победа, а их соперникам хватало ничьей. В том турнире Страну кленового листа представляла любительская (причём даже не лучшая) команда «Линдхерст Моторз», но в её победе никто не сомневался: с 1920 года, когда провели первый чемпионат мира, канадцы уступали звание лучших лишь пять раз. Накануне матча СССР – Канада одна из шведских газет поместила карикатуру, изображавшую нашего хоккеиста студентом, внимающим канадцу в профессорской мантии. Тем не менее перед решающей схваткой канадских хоккеистов охватил мандраж.
«То был первый – но не последний – случай, когда перед игрой с русскими канадская хоккейная команда была взвинчена до предела, причём сами русские никакого отношения к этому не имели, – говорится в книге торонтского публициста Скотта Янга «Война на льду». – Поступавшая в Стокгольм по телефону, телеграфу и дипломатической почтой реакция канадской общественности и прессы представляла собой густую смесь антикоммунизма и всякой чуши, присущей североамериканцам в те годы».
Газета «Оттава джорнэл» тоже сочла, что причиной разгрома родоначальников хоккея с шайбой стал охвативший канадцев массовый психоз. «Мы попали в донельзя политизированную обстановку», – сетовал тренер их команды Грег Карри. И вот результат. «Переполненный стадион, – говорилось наутро в норвежской газете «Моргенпостен», – стал свидетелем того, что хоккейный новичок обращался с канадцами как со школьниками».
Когда по окончании матча вверх по флагштоку пополз серпасто-молоткастый стяг, Карри пробормотал:
– Домой нам лучше не возвращаться.
За океаном итоги хоккейного первенства, пишет С. Янг, «вызвали беспрецедентный шум». Проигравших обвиняли чуть ли не в государственной измене. По словам игрока «Линдхерст Моторз» Рега Спрэгга, «можно было подумать, что мы проиграли третью мировую войну».
– Нас на кресте готовы были распять, – сказал мне лучший форвард той команды Мо Гейлэнд, когда в феврале 1979 года, незадолго до окончания своей канадской командировки, я вызвался подготовить корреспонденцию в честь 25-летия первой победы отечественных хоккеистов в чемпионатах мира.
За этот материал я взялся не без сомнений: мне предстояло разбередить раны канадцев, вошедших в историю своей национальной игры в качестве первых побеждённых советскими хоккеистами. К чести Карри, Гейлэнда и их одноклубника Джона Скотта, в разговоре со мной они вели себя достойно и уважительно – совсем не так, например, как Фил Эспозито, после Суперсерии-72 (где канадские «профи» с огромным трудом одолели сборную СССР) обзывавший наших спортсменов красными ублюдками, зас***анцами, роботами и коммуняками.
– С 1954 года я не пропустил ни одной игры ваших команд в наших краях, – сказал тренер «Линдхерст Моторз». – Даже не знаю, что вашим хоккеистам нужно ещё улучшать.
– Согласен с моим бывшим тренером, – заметил Скотт. – В наше время ваша сборная заметно уступала профессионалам, но не теперь! Отсюда и результат решающего матча на Кубок вызова, в котором вы разбили сборную НХЛ в пух и прах.
Напомню: интервью состоялось в феврале 1979 года, после очередной победы сборной СССР над североамериканскими профессионалами в турнире, который одна из ведущих канадских газет подавала как новую битву защитников западной демократии с коммунистами.
– Одно из достоинств вашего хоккея, которое бросалось в глаза и в 1954 году, – командная игра, – заметил Гейлэнд. – А ваши находчивость и смекалка!.. В матче в Стокгольме лёд из-за дождя превратился в кашу, и мы весь первый период не могли пробиться к вашим воротам. Ваши же парни принялись передавать – и даже вести – шайбу коньками.
В заключение интервью я спросил, что мои собеседники хотели бы передать тем, с кем им довелось сойтись в решающем матче 7 марта 1954 года.
– Восторгаюсь их вкладом в развитие хоккея, – сказал Скотт. – Надеюсь дожить до того дня, когда канадцы перестанут уподобляться страусам и начнут наконец всерьёз изучать ваш хоккей.
Пройдёт 35 лет, и после провала сборной России на зимней Олимпиаде в Сочи тогдашний министр спорта РФ Виталий Мутко в сердцах бросит фразу «Канадцы теперь играют в советский хоккей, а мы неизвестно во что!».
С тех пор если что и изменилось, так это постоянно растущее количество воспитанников отечественного хоккея, играющих за океаном во славу НХЛ на радость североамериканским болельщикам. Тем временем российские СМИ всё реже освещают состояние дел в нашем хоккее и всё чаще взахлёб пишут о том, как в Новом Свете живётся-можется хоккейным гастарбайтерам из нашей страны.
Закончить, однако, хочу ещё одним высказыванием Мо Гейлэнда:
– Что и говорить, я расстроился, когда вместо меня лучшим игроком чемпионата мира в Стокгольме назвали Боброва. Но он тогда выступил выше всяких похвал, порой обыгрывая всю пятёрку находившихся на льду моих одноклубников!.. Передайте нашим бывшим соперникам: они настоящие чемпионы, джентльмены что надо. После того чемпионата я несколько раз виделся с ними в Канаде и всякий раз поражался их воспитанности, уважительному отношению к соперникам. У нас такое, увы, бывает нечасто…
Вспомним же тех, кто своим мастерством, отвагой и беззаветной любовью к родине сумел с первой попытки вывести нашу страну в лидеры мирового хоккея. В Стокгольме их было 17: вратари Николай Пучков и Георгий Мкрытчан, защитники Павел Жибуртович, Александр Виноградов, Дмитрий Уколов, Альфред Кучевский, Генрих Сидоренков, нападающие Виктор Шувалов, Евгений Бабич, Всеволод Бобров, Алексей Гурышев, Николай Хлыстов, Михаил Бычков, Юрий Крылов, Александр Уваров, Валентин Кузин, Александр Комаров. К триумфу их подготовили тренеры Аркадий Чернышёв и Владимир Егоров.
Им наш нижайший поклон и нескончаемое уважение!
«ЛГ» поздравляет Александра Александровича Палладина, замечательного журналиста, писателя, с 80-летием. Доброго здоровья и творческих успехов!