Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 19 ноября 2014 г.
  4. № 46 (6487) (19.11.2014)
Библиосфера

Три девицы вечерком...

19 ноября 2014

Не люблю определения «женская» поэзия и «женская» проза. В этом слишком виден высокомерный мужской взгляд. Однако для всех трёх героинь данного обзора определение «женская» поэзия подойдёт как нельзя лучше. Это и излишняя многословность, и чрезмерная эмоциональность (другая крайность – манекенная сдержанность, своего рода попытка скрыть эмоциональность), и чаще всего мелководные мысли. Алла Горбунова, Наталья Грэйс и Александра Кириллова представляют три направления, условно назовём их так: Горбунова – занудную заумь, Грэйс – гламурную стихопозу, Кириллова – наивное первописьмо.

Поговорим о каждой из них подробнее.

СТАРУХИ В СЕРЫХ ОДЁЖАХ

7-7-46.jpgАлла Горбунова. Альпийская форточка: Стихи. – СПб.: Изд-во К. Тублина, Лимбус Пресс, 2013. – 216 с. – 1000 экз.


Алла Горбунова, автор третьей книги стихов – «Альпийская форточка», в отличие от двух других поэтесс пишет профессионально, публикуется в «толстых» журналах и, как достаточно молодой автор – 1985 г. рождения, получила премию «Дебют».

Один из критиков счёл её творчество «женским» аналогом Рембо и раннего Маяковского. Впрочем, вряд ли это можно счесть комплиментом – ни до того, ни до другого она явно недотягивает. Горбунова нарочито сдержанна, словно была такая задача – написать книгу стихотворений, не выразив открыто ни одной эмоции. В результате все стихи похожи на унылых сухих старух в серых одеждах (явно с филологическим прошлым), которых раздражает любое проявление жизненной энергии – будь то детский смех или пение птиц. И вот идут они, ковыляют от страницы к странице, монотонно бормоча себе под нос:

как на мать, вернувшуюся из царства мёртвых,

смотрю я на вас, Афины,

словно вы обломки кораблекрушения, останки

кораблей; сиротливые колонны –

голые стволы леса, что был вечером зелен,

но сгорел ночью.

Но в городе моём, городе северном,

городе дворцов, мостов, ансамблей,

столице Империи ныне не существующей –

будет ли лес

пробиваться однажды под плитами,

будут ли тетерева токовать на его просторах,

будут ли лисы сновать на Дворцовой площади,

когда падут города современные в битве с деревьями,

Невский проспект станет просекой,

в разрушении и забвении Красота обнажится

и древние боги вернутся на землю...

(«Лес наступающий»)

Справедливости ради надо сказать, что есть в книге и несколько неплохих, достаточно глубоких, хоть и столь же заунывных стихотворений, но до них просто не доходишь, потому что засыпаешь примерно на пятом от начала.


ПОДКОЛЕНОЧНЫЙ ПОЦЕЛУЙ

7-8-46.jpgНаталья Грэйс. Белый сборник. – СПб.: Издательство «Вектор», 2014. – 142 с. – 1000 экз.

Наталья Грэйс явно представительница гламурного направления – язык не поворачивается сказать – в поэзии, скорее – в жизни. Автор тренингов по самореализации и достижению успеха и таких книг, как «Работа, деньги и любовь», «Путеводитель по самореализации», «Психологические законы Грэйс», Грэйс выпустила книгу стихотворений «Белый сборник», где признаётся, что дело обнаружения души – вещь сложная и непонятная, пишет о том, что у сердца имеется сорочка, кою надо страстно сорвать, дабы обнажить самую суть.

В книге «радует» всё: и «свежие» рифмы – любовь-прекословь, ласки-маски, птицы-страницы, и «внезапные» откровения типа – любовь всегда права. Некоторые образы вообще обескураживают. Особенно запомнилось сердце, которое спрятано в рукаве. Страшно представить, как оно там, бедное, лежит-пылится, готовое вот-вот вывалиться. Словесный ряд подкрепляют тени девушек (а может, одной и той же) в разных позах: с наклоном и без, с поднятыми руками, с раскинутыми в стороны и так далее. Видимо, этот видеоряд призван слиться в единое целое с поэтическим, усиливая образный ряд, но этого, увы, не происходит, и надо честно признать: тени эти, хотя они ни к селу ни к городу, всё же интереснее стихотворений. Напрасно автор запретил что-либо цитировать из своей книги, так было бы нагляднее, и беспомощность опусов была бы очевидна.

Эротические пассажи Грэйс мощнее всяких тренингов. Изнеможение, экстаз, оргазм – без этих слов автор просто не мог обойтись. А в довершение всего пишет о поцелуе не куда-нибудь там, а именно в подколенки. Такая любовь сражает наповал! Стильно, гламурно, изысканно. Не то что тривиальный поцелуй в губы.

Может, эти стихи надо читать сразу после тренингов? Когда дрожат эти самые подколенки от предвкушения обещанных денег и любви? Надо бы попробовать – жаль, нет на эти эксперименты ни денег, ни времени, ни желания.


В САДУ БАНАЛЬНОСТЕЙ

7-9-46.jpgАлександра Кириллова. Птица: Стихотворения. – М.: Грифон, 2014. – 128 с. – 1000 экз.

Есть счастливцы, которые пишут стихи так, будто до них никто никогда вообще ничего не писал. И чувствуют себя вполне уютно в саду банальностей, избитых рифм и просроченных истин. Гуляют себе, любуются сотворённым ими же.

Мы с тобою не дети, но всё же

Так нелепо порою смешны.

Долгий путь через годы проложен

В неизменном плену тишины.

Ловим взгляды друг друга, краснеем,

Воскрешаем скупой разговор.

Но о главном, о главном не смеем

Мы друг другу сказать до сих пор.

Как же юности нежные всходы

Мы смогли от потерь уберечь?

Ведь любил ты кого-то, но всё же

Так отчаянно ждёшь новых встреч.

Лекарство от подобной наивности, пожалуй, только одно: читать, читать и ещё раз читать. Классиков – золотой век, Серебряный. Да и хороших современных поэтов тоже не помешает. Хотя бы для того, чтобы представлять, в каком море плывёшь.


Тэги: Современная литература
Обсудить в группе Telegram

Аглая Златова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Буддийская созерцательность и многое другое

    11.07.2021
  • Чертова дюжина пародий

    06.03.2020
  • Вперёд, назад, обратно

    20.09.2017
  • Современная проза: остранение или отстранение?

    31.05.2017
  • Флоренция. Вид с холма

    22.03.2017
  • Рулон бумаги туалетной

    140 голосов
  • Война окончена – победителей нет

    92 голосов
  • Чертова дюжина пародий

    68 голосов
  • Казённый антипатриотизм

    47 голосов
  • Груда на груду

    37 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS