Всё выставочное пространство ЦДХ отдано под Всероссийскую художественную выставку «Отечество», посвящённую 50-летнему юбилею Союза художников России. Экспозиция носит ретроспективный характер. Впервые широко показаны произведения из собраний самого СХ и Международной конфедерации Союзов художников. До сих пор публике демонстрировались лишь отдельные произведения из этих коллекций. Среди представленных на выставке немало классиков – картины Александра Дейнеки, Игоря Грабаря, Аркадия Пластова, работы скульпторов Евгения Вучетича, Льва Кербеля и многих других.
Посетителям следует приготовиться, что на осмотр столь грандиозной выставки, вобравшей в себя общим числом около полутора тысяч авторов и четыре тысячи артефактов, потребуется несколько часов, а то и целый день. Помимо работ, что называется, вошедших в учебники, здесь выставлены произведения современных живописцев, скульпторов, монументалистов, графиков, театральных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. Отдельный раздел выставки составляют альбомы и книги о региональных организациях союза.
Юбилей пришёлся на нелёгкое время. Эпоха недавних потрясений вынудила уйти в арт-бизнес почти полностью целое поколение художников. Сама по себе идея, что картины должны нравиться людям, пользоваться спросом, не так уж плоха и имеет полное право на существование. Но без противовеса в виде воспитания у публики хорошего вкуса и художественного чутья она способна быстро сместить центр тяжести из залов Дома художника на Крымской набережной на саму эту набережную, где, как известно, продаются сугубо интерьерные картины.
Есть и другая проблема – старательно подогреваемый частью галеристов интерес к «современному искусству». Кавычки напрашиваются, поскольку современным частенько считается только отрицание академизма, как будто художник, работающий в классической манере, уже и не наш современник. При этом не факт, что создатель полотен в духе «клякса, клякса, полоса» сумеет нарисовать простенький ученический натюрморт. Творческая свобода – вещь, безусловно, прекрасная, но вряд ли стоит называть столь высоким словом элементарное отсутствие профессионализма.
– На медали Союза художников России написано: «Духовность. Традиция. Мастерство», – говорит председатель Союза художников России Валентин Сидоров. – Наша выставка «Отечество» стала наглядным подтверждением этих высоких заветов. Она ещё раз напоминает обществу о большой роли Союза художников в развитии отечественной культуры.
Патриотический настрой выставки очевиден – и название говорит само за себя, и тематика представленных произведений, и добротный академизм большинства современных работ. Православная тематика занимает в творчестве современных художников, в том числе и молодых, заметное место. И нынешняя выставка служит тому лишним подтверждением. Но, увы, слишком часто эта тема раскрывается лишь как тема печали, скорби и духовной разрухи. Мало, очень мало радостных, светлых картин. Диакон Андрей Кураев однажды заметил, что раньше было принято ходить в церковь в праздничной одежде, а в последнее время сформировалась привычка надевать по такому случаю что-то неброское, серое и потрёпанное. Вот и в живописи та же тенденция. Печальные монахи, согбенные старушки, трагические сюжеты времён гонения на религию, полуразрушенные храмы в окружении занесённых снегом убогих домишек. Понятно, что всё это призвано напоминать зрителю, сколь тяжек гнёт бездуховности, но неплохо бы и радость обращения к Богу показать, чтобы человек, стоящий перед картиной, не впадал окончательно в грех уныния. Не раз приходилось видеть и картины с безупречной композицией, тщательно выписанной церковной утварью, но их нарочитая красивость лишена даже намёка на таинство.
Зато в пейзажной живописи нашим художникам часто удаётся отобразить и любовь к Родине, и трепет прикосновения к тайнам мироздания.