Обновлённый музей расположился в бывшем флигеле Мариинской больницы для бедных, где до 1837 года жила семья великого писателя. Мемориальная квартира была открыта для посетителей ещё в 1928 году, теперь же музей занимает здание целиком: экспозиция, посвящённая жизни и творчеству Фёдора Достоевского, расположилась на трёх этажах флигеля. «Московский дом Достоевского» стал самым крупным, самым значительным отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля. При этом масштабные работы по его созданию заняли всего три года.
В сентябре 2019-го ГМИРЛИ получил имущественные права на флигель, масштабные реставрационные работы начались только в конце 2020-го, а богатая экспозиция была оформлена всего за 26 дней (эта цифра оказалась мистической: ровно столько потребовалось Достоевскому 155 лет назад, чтобы написать роман «Игрок»). Над колоссальным проектом работало несколько сотен человек, специалистов в самых разных областях: от строителей до учёных, от краснодеревщиков до медиахудожников. И их совместный труд принёс свои плоды: экспозиция получилась очень содержательной.
Заходя в музей, посетитель сперва попадает в комнаты, где прошло детство писателя. Непривычно низкие для старинных зданий потолки, простая, но изящная мебель, потускневшие от времени зеркала… В стеклянных витринах – реликвии: посуда, принадлежавшая семье Достоевских, учебники. При этом судьба писателя раскрывается в контексте эпохи: есть здесь и документы, повествующие об истории Мариинской больницы, и экспонаты, рассказывающие о Москве Достоевского и подмосковных местах, связанных с именем писателя. Поднимаясь на второй этаж, переходя из зала в зал, посетитель словно читает летопись жизни Достоевского: учёба в Инженерном училище, литературный дебют, участие в кружке Петрашевского, каторга (есть здесь и факсимильное издание Евангелия Достоевского с его заметками на полях и даже воссозданные кандалы), журнал «Время», главные произведения классика… Каждому из значимых этапов жизни писателя посвящён если не отдельный зал, то как минимум отдельный стенд. Основу экспозиции составили мемориальные предметы, сохранённые вдовой Достоевского. От некоторых из них щемит сердце даже годы спустя: вот последняя газета, прочитанная умирающим писателем, – номер «Нового времени», датированный 25 января 1881 года; композиция из траурных лент; лавровый венок, преподнесённый ему после произнесения Пушкинской речи; россыпь визиток; приобретённые в разных городах Европы открытки…
Но кроме этих осколков быта, свидетелей жизни Достоевского, наполняют пространство музея и его тексты: тут и там звучат отрывки из романов, представлены иллюстрации к его произведениям, выполненные разными художниками. Одной из изюминок экспозиции стала инсталляция Михаила Шемякина «Наваждение Раскольникова»: по словам художника, он ставил перед собой цель раскрыть в иллюстрациях к роману его неочевидный, метафизический план, привлечь к нему внимание и вызвать у зрителей желание перечитать «Преступление и наказание», взглянув на него по-новому.
По задумке создателей Дома в перспективе он должен стать не только музеем, посвящённым жизни и творчеству выдающегося писателя, но и научно-культурным центром, местом притяжения не только для читателей и почитателей Достоевского, но и для его исследователей.
На торжественном открытии «Московского дома Достоевского» выступили директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак, директор департамента музеев и внешних связей Андрей Воронко, ведущий научный сотрудник ГМИРЛИ имени В.И. Даля, заведующий музейным отделом Павел Фокин, художник Михаил Шемякин, директор студии «МедиаАртЛаб» Ольга Шишко, директор Государственного музея А.С. Пушкина Евгений Богатырёв, президент Фонда Достоевского Игорь Волгин, заместитель директора по научной работе санкт-петербургского музея Ф.М. Достоевского Борис Тихомиров и заместитель генерального директора РГБ Наталья Самойленко.
Валерия Галкина