Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 июня 2024 г.
  4. № 23 (6937) (12.06.2024)
Литература

Три кита «Красной площади»

В Москве завершился Х книжный фестиваль

12 июня 2024

За четыре дня на главной площади страны состоялось около 500 встреч, презентаций, дискуссий, концертов и церемоний вручения премий, а почти 400 издательств из 58 регионов России и Республики Беларусь представили более 100 тысяч книг. Ну а тремя главными темами фестиваля стали 225-летие со дня рождения Александра Пушкина, Год лейтенантской прозы и Год семьи.

Предлагаем вниманию читателей обзор нескольких событий из обширной программы фестиваля.

Победившие смерть

Сергей Нарышкин (в центре) в день открытия фестиваля

Теме лейтенантской прозы было посвящено несколько обсуждений, организованных АСПИР.

Так, в день открытия фестиваля прошёл круглый стол «Дожить до рассвета»: Василю Быкову – 100», в котором приняли участие директор ГМИРЛИ имени В.И. Даля Дмитрий Бак, прозаик Алесь Кожедуб, писатель, ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов и проректор Сергей Дмитренко, а также кинорежиссёр Сергей Головецкий.

Дмитрий Бак, модератор встречи, открыл обсуждение размышлением о трагедии поколения 1924 года рождения, представители которого в большинстве своём ушли на фронт 17-летними.

Алесь Кожедуб поделился личными воспоминаниями о Василе Быкове: в начале 2000-х у него была возможность провести с писателем 10 дней во Франкфурте-на-Майне. «Быков был аскетом по жизни: немногословный, неулыбчивый. Но если он улыбался, то сразу озарял мир...» – рассказал Кожедуб.

Алексей Варламов подробно остановился на феномене лейтенантской прозы как таковой: «Лейтенантская проза появилась тогда, когда о войне стало можно говорить правду – о том, какой ценой эта победа добывалась. В первой повести Быкова было 200 цензурных правок, и тем не менее эта проза пробивалась через цензуру».

Сергей Головецкий, автор фильма «Василь Быков. Реквием», поделился размышлениями о теме смерти в творчестве Быкова: «Тема смерти была воплощена им не только в литературе, но и в графике. Его вторая жена показала архивы, где есть его карикатуры, изображающие, как хоронят Василя Быкова. Его топтали, а он через иронию побеждал смерть. И этот диалог со смертью делает его писателем колоссальным».

Психология контрразведки

«Читайте Богомолова, приобщайтесь к лейтенантской прозе. Это та правда жизни, которая нам нужна», – обратился к гостям фестиваля прозаик, главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов на встрече, приуроченной к 100-летию со дня рождения Владимира Богомолова. Этот писатель, по мнению Юрия Козлова, поднял на новый уровень, обогатил военную прозу, привнеся в неё элементы исповедальной прозы. Модератор встречи, писатель Владимир Березин, рассказал о том, что биография самого Богомолова до конца не прояснена, а документы содержат противоречивые сведения. Войдя в литературу с повестью «Иван», Богомолов получил известность благодаря роману о советских спецслужбах «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»). По мнению автора книги «Писательская рота», вышедшей в «ЖЗЛ» (среди её персонажей – и Богомолов), Сергея Михеенкова, мнения в отношении романа «Момент истины» противоположны – и это хорошо: одни буквально влюблены в этот роман, другие – не принимают ни произведений писателя, ни его самого. Поэт Ефим Бершин отметил в художественных текстах Богомолова своеобразную «симфонию мышления», подчеркнув, что «так работают спецслужбы, это психология контрразведки». Завершая встречу, Владимир Березин призвал в первую очередь обращать внимание не на биографию писателя, а на его книги. 

Глубина и масштаб

Встреча, посвящённая 100-летию со дня рождения Бориса Васильева

Ещё одна встреча, организованная АСПИР в рамках Года лейтенантской прозы, была посвящена Борису Васильеву. Главный редактор «ЛГ» Максим Замшев отметил глубину и масштаб личности этого писателя-фронтовика, «его очень тонкое отношение и к людям, и к войне», а также подчеркнул «совершенно невероятный язык» художественной прозы Васильева. Кинокритик Денис Горелов, рассказывая об экранизации повести «А зори здесь тихие…», подчеркнул: «Главный профиль Васильева – сентиментализация боевых действий. Он лучше всех умел дёрнуть за сердечные струны». Возможно, благодаря этому, по мнению Горелова, среди читателей Бориса Васильева много женщин. Приёмный сын Бориса Васильева, создатель Музея-усадьбы писателя и хранитель его творческого наследия Пётр Васильев поделился воспоминаниями о том, как работал прозаик – всегда в соответствии с особым распорядком, по строгому графику. Во встрече также приняли участие председатель X Всероссийских Васильевских чтений Лидия Майорова и сопредседатель Анна Сучкова. Они рассказали об идее организации чтений и представили книгу лучших работ победителей.

Наш праздник молодой

Участники торжественной церемонии вручения премии «Лицей»

По традиции в Пушкинский день на главной площади страны подвели итоги премии «Лицей». Прозаик Роман Сенчин отметил, что в этом году перед жюри стоял действительно непростой выбор. И тем не менее он был сделан. В номинации «Поэзия» лауреатами стали: Леонид Негматов (1-е место), Василий Нацентов (2-е место) и Майка Лунёвская (3-е место).

В номинации «Проза» – Анна Маркина (1-е место), Ольга Харитонова (2-е место) и Евфросиния Капустина (3-е место). Также были вручены многочисленные специальные призы от партнёров премии, несколько человек были отмечены особым решением жюри: Агнесса Перлова – «за остроту поэтического переживания», Артём Ушканов – «за новаторство», Денис Дымченко – «за экзистенциальную глубину». В торжественной церемонии приняли участие президент Российского книжного союза Сергей Степашин, председатель оргкомитета фестиваля «Красная площадь» Владимир Толстой, председатель жюри премии Юрий Буйда, полномочный министр, генеральный консул Посольства Республики Корея в Российской Федерации господин Чо Сун Кван, а также многочисленные писатели – члены жюри и друзья премии и представители компании «Лотте».

Часы поэзии

Дмитрий Воденников в программе «Пушкин. Посвящение»

На протяжении всего фестиваля на главной сцене проходили «часы поэзии» – поэтические концерты, в которых приняли участие многие современные авторы. Например, в Пушкинский день состоялась программа «Пушкин. Посвящение», в рамках которой Анна Долгарева, Олеся Николаева, Надежда Кондакова, Дмитрий Воденников, Игорь Караулов и другие поэты прочли социальные и политические стихи Пушкина, а также свои произведения.

Александр Пелевин в программе «Пушкин. Посвящение»

Творческое бюро «Царь-Пушкин» и Московский театр поэтов под руководством Влада Маленко представили художественный мультимедийный проект, реализованный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Живые выступления чередовались с демонстрацией мини-фильмов из видеоантологии современной русской поэзии. Задачи проекта – запечатлеть классиков и объединить поколения. В программе «Час поэзии. Царь-Пушкин» приняли участие Роман Сорокин, Диана Никифорова, Александр Антипов и другие.

Такое не выдумать

Роман Сенчин, Анастасия Шевченко и Илья Кочергин

Теме поиска вдохновения в повседневности была посвящена дискуссия «Жизнь как сюжет. Время и мы», приуроченная к выходу новых книг Романа Сенчина («Девяностые») и Ильи Кочергина («Запасный выход»). Оба автора признались, что новые книги – автобиографичны и что в целом они берут за основу собственную жизнь, а прототипами героев становятся зачастую знакомые люди. «Когда я читаю полностью сочинённые вещи, автор получается очень умным, всё понимающим, и это раздражает. А мне интересно слушать рассказы «о себе». Истории от первого лица – откровенные, классные, им веришь», – отметил Кочергин. От темы автобиографичности перешли к теме жанра автофикшена – в равной степени популярного и ругаемого. Сенчин признался, что считает несправедливой тотальную критику «литературы травмы», подчеркнув, что почти все великие произведения XVIII–XIX веков как раз и являются образцами такой литературы. Тем более это естественно для молодого автора: «Все должны начинать писать о себе, от первого лица, а уже потом выходить на магистральную дорогу».

Заглянуть в вечность

Особое внимание было уделено на фестивале детской литературе

На новой площадке «Пространство чтения: будущее книги» состоялась дискуссия «Сила слова». Зачем цифровому человеку поэзия?»

Среди прочего говорили о том, что такое поэзия будущего, какие поэты современности могут считаться великими, и есть ли таковые вообще.

Никита Тихонов-Рау, режиссёр и продюсер документального кино, рассказал о своём фильме «Сила слова», премьера которого состоялась на фестивале и стала поводом для дискуссии. Автор отметил, что его целью было понять, где великие деятели нашей эпохи, как обстоят дела в российской поэзии, что оставит после себя первая четверть XXI века.

Константин Кедров, поэт и литературный критик, считает, что разговора о кризисе в поэзии быть не может, – сейчас творят такие же гении, как те, что остались в истории навсегда и имена которых знает каждый. Мы живём в эпоху величайших поэтов.

Алексей Фирсов, основатель ООО «ЦСП «Платформа» и вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью, имеет несколько иное мнение. У поэзии есть два состояния – «в инкубаторе» могут зарождаться гениальные строки, но это состояние замкнутое, есть очень узкий круг людей, которые слышат и ценят этих поэтов. А есть удивительные моменты, когда поэзия попадает в резонанс с энергией времени, но для этого необходима фигура, которая создаст новый язык эпохи. Пока такого поэта нет.

Влад Маленко, поэт, актёр и модератор встречи, отметил, что поэзии необходима поддержка, в первую очередь от правительства. Когда она получит такую поддержку, популярность вырастет и нам удастся узнать о великих умах, которые пока скрыты от нашего взора.

Центрирование по Донбассу

Александр Цуркан и Александр Чистяков

Круглый стол «ЛГ» был посвящён проектам газеты «Настоящее прошлое» и «Гипертекст». Главный редактор Максим Замшев рассказал о свершившихся и предстоящих выездах команды «Литературки» на новые территории.

Во встрече приняли участие заместитель председателя Комитета по делам печати РСО – Алания Мадина Габалова (она передала «Литературной газете» гуманитарный груз, который отправится в зону СВО), поэт, член Общественной палаты РФ Анна Ревякина, поэт, руководитель проектов «ЛГ» Александр Чистяков, лауреаты премии «Гипертекст» Дмитрий Мурзин и Роман Сорокин, финалист премии Яна Яжмина.

Анна Ревякина напомнила о термине «донецкий текст» и подчеркнула: «Современный текст центрируется по Донбассу». Затем она представила вышедшую под её редакцией книгу «Великий Блокпост».

В завершение встречи артист театра и кино Александр Цуркан исполнил под гитару любимые многими песни («Гусарский пир», «Песня о друге»).

Подготовили: Юлия Скрылёва, Валерия Галкина и Олеся Маркина

Фото: Максим Гончаров, Агентство «Москва»

Прямая речь

Сергей Нарышкин, председатель Российского исторического общества:

– Сегодня мы открываем Х юбилейный книжный фестиваль «Красная площадь». Я помню, как рождалась эта идея в 2015 году, объявленном президентом Годом литературы. Едва ли можно было представить, какую значительную роль фестиваль будет играть в культурной жизни нашей страны. Но прошли годы, и эта ярмарка стала настоящим смотром книгоиздательских сил России.

Тэги: Книжный фестиваль Красная площадь
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • На Красной площади открыли Terra Incognita

    19.06.2024
  • Путёвка в жизнь

    12.06.2024
  • Недетские рассказы

    12.06.2024
  • Родные голоса

    07.06.2023
  • От фольклора до искусственного интеллекта

    07.06.2023
  • Искандер на Красной площади

    6 голосов
  • Перед «Красной площадью»

    4 голосов
  • «Красная площадь» стартует

    4 голосов
  • Пандемии вопреки

    4 голосов
  • Место встречи – Красная площадь!

    1 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS