Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2025 г.
Интересное

Три Пьера, три эпохи: как Голливуд, СССР и BBC увидели главного героя Толстого

Сравниваем три легендарные экранизации „Войны и мира“

15 октября 2025

Сергей Урсуляк, убежденный, что классику нужно переснимать каждые 10-15 лет, уже в мае следующего года возьмется за новую версию «Войны и мира». Ждем с надеждой — вдруг получится что-то по-настоящему красивое, сообщает канал "Первый ярус". А пока давайте оглянемся назад и вспомним три знаменитые экранизации — американскую, нашу и британскую. И посмотрим на трех ключевых героев Толстого — Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова — через призму трех разных экранизаций.

Голливуд нас в свое время опередил. Одна из самых известных экранизаций «Войны и мира» вышла еще в 1956 году, а в 1959-м добралась и до СССР. Споров было много, но в целом зрители приняли фильм благосклонно. Критик Виктор Шкловский, большой знаток Толстого, заметил, что фильм «снят с большой любовью к русскому народу».

Но вот с Пьером Безуховым, по общему мнению, вышла промашка. Его играл Генри Фонда — актер великий, но на роль Пьера не очень подходящий. Представьте: вместо неуклюжего, добродушного увальня мы видим подтянутого, уверенного в себе красавца. В книге-то Пьер «толстый, некрасивый, но силач». К тому же актеру уже было за пятьдесят, а Пьер в начале романа — молодой, неопытный человек, полный смятения. Жизненный опыт Фонды спрятать за ролью было сложно. В итоге получился скорее идеализированный образ «с золотым сердцем и высокой душой», но без той сложной, ищущей натуры, которую создал Толстой.

Всего через десятилетие Сергей Бондарчук снял свою, советскую версию. И это было уже совершенно другое кино — грандиозная эпопея, где батальные сцены и философские искания затмили даже любовные линии. Пьер Бондарчука — это эталон для многих российских зрителей. Актер виртуозно передал его душевные метания и интеллектуальную мощь. Хотя иногда кажется, что в его игре слишком много театральной мощи и не хватает той самой живой, почти юношеской неуверенности и теплоты.

А вот в британском сериале 2016 года, кажется, нашли тот самый баланс. Молодого Пьера сыграл американский актер Пол Дано, и это, пожалуй, самая большая удача всей экранизации. Наконец-то мы увидели не просто «искателя смысла жизни», а живого человека — молодого, неуклюжего, доброго и очень искреннего. Ему в начале сюжета всего двадцать, и мы наблюдаем за его взрослением. Дано гениально показывает, что Пьер — не просто «умный толстяк», а человек с огромным, любящим сердцем. В его герое есть и слабости: ему льстит внимание света, он поддается обаянию Элен. Но именно эта «человечность» делает его понятным и близким. Когда зритель принимает героя сердцем, ему становятся интересны и его духовные поиски. Известный толстовед Павел Басинский заметил, что Дано стал «украшением фильма». И правда, обаяние его Пьера безгранично.

Ранее мы писали: Почему ужасы 80-х действуют на нервы больше, чем современные

Фото: Freepik

Обсудить в группе Telegram

Кристина Мин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Универсальное тесто для всей выпечки: 5 рецептов от пирогов до ватрушек

    15.10.2025
  • Проще не бывает: Салат с капустой, огурцом и ветчиной за 15 минут

    15.10.2025
  • Не 220: какое напряжение в вашей розетке на самом деле

    15.10.2025
  • Как не выбросить урожай: секреты хранения кабачков до Нового года и даже дольше

    15.10.2025
  • Как выбрать пуховик после 50, чтобы выглядеть ухоженно и стильно: 7 правил от стилиста

    15.10.2025
  • Капля натурального средства чудо - смеси и ваша кухня будет сиять

  • Как снизить холестерин просто - питание с умом

  • Эффект “Тяжелого взгляда” - простые способы борьбы с нависшим веком

  • Одна спичка стоит неправильно! У Вас 20 секунд на решение!

  • Как восстановить работающим пенсионерам индексацию своей пенсии с 2016 года в 2025 году

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Театр Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики Очевидец
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS