Сергей Урсуляк, убежденный, что классику нужно переснимать каждые 10-15 лет, уже в мае следующего года возьмется за новую версию «Войны и мира». Ждем с надеждой — вдруг получится что-то по-настоящему красивое, сообщает канал "Первый ярус". А пока давайте оглянемся назад и вспомним три знаменитые экранизации — американскую, нашу и британскую. И посмотрим на трех ключевых героев Толстого — Наташу Ростову, Андрея Болконского и Пьера Безухова — через призму трех разных экранизаций.
Голливуд нас в свое время опередил. Одна из самых известных экранизаций «Войны и мира» вышла еще в 1956 году, а в 1959-м добралась и до СССР. Споров было много, но в целом зрители приняли фильм благосклонно. Критик Виктор Шкловский, большой знаток Толстого, заметил, что фильм «снят с большой любовью к русскому народу».
Но вот с Пьером Безуховым, по общему мнению, вышла промашка. Его играл Генри Фонда — актер великий, но на роль Пьера не очень подходящий. Представьте: вместо неуклюжего, добродушного увальня мы видим подтянутого, уверенного в себе красавца. В книге-то Пьер «толстый, некрасивый, но силач». К тому же актеру уже было за пятьдесят, а Пьер в начале романа — молодой, неопытный человек, полный смятения. Жизненный опыт Фонды спрятать за ролью было сложно. В итоге получился скорее идеализированный образ «с золотым сердцем и высокой душой», но без той сложной, ищущей натуры, которую создал Толстой.
Всего через десятилетие Сергей Бондарчук снял свою, советскую версию. И это было уже совершенно другое кино — грандиозная эпопея, где батальные сцены и философские искания затмили даже любовные линии. Пьер Бондарчука — это эталон для многих российских зрителей. Актер виртуозно передал его душевные метания и интеллектуальную мощь. Хотя иногда кажется, что в его игре слишком много театральной мощи и не хватает той самой живой, почти юношеской неуверенности и теплоты.
А вот в британском сериале 2016 года, кажется, нашли тот самый баланс. Молодого Пьера сыграл американский актер Пол Дано, и это, пожалуй, самая большая удача всей экранизации. Наконец-то мы увидели не просто «искателя смысла жизни», а живого человека — молодого, неуклюжего, доброго и очень искреннего. Ему в начале сюжета всего двадцать, и мы наблюдаем за его взрослением. Дано гениально показывает, что Пьер — не просто «умный толстяк», а человек с огромным, любящим сердцем. В его герое есть и слабости: ему льстит внимание света, он поддается обаянию Элен. Но именно эта «человечность» делает его понятным и близким. Когда зритель принимает героя сердцем, ему становятся интересны и его духовные поиски. Известный толстовед Павел Басинский заметил, что Дано стал «украшением фильма». И правда, обаяние его Пьера безгранично.
Ранее мы писали: Почему ужасы 80-х действуют на нервы больше, чем современные
Фото: Freepik