Мы уже привыкли, что в последнее время выходит множество книг, где на разные голоса обыгрывается одна и та же тема – погибла Россия! Вот и новая книга Александра Самоварова называется: «Останутся ли в России русские?» Да и подзаголовок соответствующий. Хотя после прочтения эта работа пессимизма не вызывает.
Впервые (во всяком случае, на моей памяти) делается попытка осмыслить развитие русского национального самосознания на протяжении фактически шести столетий отечественной истории. Причём автор практически не повторяет всего того, что публиковалось ранее по этой теме. Видимо, сработало то, что А. Самоваров удачно нашёл ключ к пониманию многих российских проблем и прошлого, и настоящего. Точкой отсчёта своего исследования он делает именно русское национальное самосознание. И проблему определяет так: «Осознаёт ли человек, что принадлежит к определённой нации? Имеет ли для него это значение? И что готов он сделать для людей своей нации?» На протяжении книги автор исходит именно из такой постановки вопроса, хотя в лоб никогда не повторяет эту формулу национального самосознания. Здесь одно цепляется за другое, а в итоге перед читателем встаёт довольно стройная концепция развития русской истории. При этом особо отмечается, что история России за последние 600 лет была невероятно успешной и что тягаться в этом с нашей страной могли только англосаксы.
Начинает же А. Самоваров исследование с главы, названной «Мир национальный против мира универсального». По его мнению, конфликт универсального и национального, обострение которого мы наблюдаем и в сегодняшней России, изначально свойственен человечеству. И то же масонство, к проискам которого сводят иногда все беды, – всего лишь одно из проявлений этого конфликта. Причём отнюдь не самое значительное. И вроде бы понятно, что без сохранения своей национальной независимости добиться ничего нельзя, но силы, сознательно выбирающие универсальное, упрямо стремятся к созданию именно безнационального мира.
Любопытны рассуждения и о русском империализме. Настоящих империалистов в европейском смысле этого слова А. Самоваров увидел в декабристах и людях их круга, таких как поэт и дипломат Грибоедов и генерал Ермолов. Именно они, по мнению автора, разрабатывали доктрину европейского империализма и пытались проводить её в жизнь. Они пытались не просто присоединить Кавказ, но и сделать его частью России, ассимилировать его и заставить работать на русский народ... Не менее интересны и главы, посвящённые годам советской власти. Так, Ленина автор называет самым гениальным политтехнологом XX века, доказывая, что объективно вождь мирового пролетариата не выражал интересы ни одного из сословий тогдашней России. Двадцатые годы, считает Самоваров, заложили основные предпосылки к разрушению исторической России. И здесь противопоставляются два типа русских людей: Есенин и Бухарин. Любопытна трактовка автора и того, почему общество всё-таки вынуждено было принять власть большевиков. Размышляя же о Сталине, автор делает акцент на том, что тот всегда оставался революционером. Понимая, что в новом социалистическом мире будет доминировать какая-то одна нация, Сталин делал откровенную ставку на русский народ...
Национальное самосознание русских переживает сегодня пусть болезненную, но полезную фазу оживания и развития. И если бы российская элита России, которая всё ещё стремится к построению безнационального общества, была настоящей национальной русской элитой, то Россия очень быстро превратилась бы в мощное и динамичное государство, в мировой центр силы, каким она всегда и была.