Новый выпуск посвящён Франции – стране, которая подарила миру творения Александра Дюма и Виктора Гюго, шедевры философской мысли Вольтера и Дидро, произведения Оноре де Бальзака, Марселя Пруста и Альбера Камю. В июльском номере – статьи Екатерины Григорьевой («Париж – столица Русского зарубежья»), Василия Окулова («Русское «освоение» Франции»), Олега Озерова («Реальный д’Артаньян»), Сергея Макина («Триумф Терпсихоры в балете «Эсмеральда»). По традиции под обложкой «Русской мысли» собраны материалы, приуроченные к юбилейным датам.
Парижские музы
В статье к 230-летию со дня рождения Петра Вяземского «И жить торопится, и чувствовать спешит» Наталья Прокофьева отмечает: «Поэтическая культура, взрастившая Вяземского, была однородна с поэтической культурой Пушкина. Вяземский ощущал себя наследником XVIII века, поклонником Вольтера и других французских философов. Он впитал с детства любовь к просвещению, к разуму, либеральные взгляды, тяготение к полезной и гражданской деятельности, к традиционным поэтическим формам – свободолюбивой оде, меланхолической элегии, дружескому посланию, притчам, басням, эпиграмматическому стилю, сатире и дидактике».
О жизненном пути философа и поэта Аполлона Григорьева, 200-летие со дня рождения которого отмечается в этом году, размышляет в своём материале Константин Баршт. В номере также – фрагмент мемуаров Евгения Евтушенко «Волчий паспорт», опубликованных к 90-летию со дня рождения знаменитого шестидесятника.
О личности и творчестве Германа Гессе размышляет Александр Балтин. Читателям также предлагается статья Теодора Тэтова «Писатель, которого знает весь мир» – к 220-летию со дня рождения Дюма-отца.
«Парижский триумф Шагала» – так называется материал Екатерины Поляковой об известном русском и французском художнике, уникальное творение которого – роспись потолочного плафона зрительного зала – можно увидеть в театре Опера Гарнье. «Первоначально плафон в возведённом в 1875 году великолепном здании Парижской оперы расписал художник Жюль-Эжен Леневе, – читаем в статье. – Его композиция под названием «Музы и часы дня и ночи» изображала Аполлона, окружённого двенадцатью музами. Однако время не пощадило творение художника, обветшал и зрительный зал, поэтому в 1963 году было принято решение о проведении в здании реставрационных работ. Для росписи потолочного плафона был приглашён 77-летний Марк Шагал».
На крутых поворотах
Шедеврам живописца Ивана Айвазовского посвящена статья Оксаны Копенкиной «Магия картин великого мастера».
О Василии Розанове размышляет Александр Сенкевич («Между небом и землёй»). Он пишет, в частности, о книге Алексея Варламова «Имя Розанова», выпущенной в начале этого года издательством «Молодая гвардия». «Книга Алексея Варламова – не только биография писателя, она относится к редкой в нынешней литературе интеллектуальной прозе, да ещё и с основательно закрученным сюжетом. Её чтение захватывает с первых и до последних страниц. Сюжет поэтапно раскрывает жизнь героя с её драматизмом и крутыми поворотами судьбы». Александр Сенкевич видит силу Василия Розанова в искренности чувств: «Да, он был злоязычен, ироничен, эгоистичен и нередко в поступках своих не столь хорош. По поводу себя он не обольщался, как и в отношении народа, к которому принадлежал. Только он мог сказать: «Может быть, народ наш и плох, но он – наш народ, и это решает всё».
Кроме того, в июльском выпуске «Русской мысли» опубликована беседа Андрея Маруденко и Андрея Новикова-Ланского с князем Александром Александровичем Трубецким. Отвечая на вопрос: «В вашей семье воспитание было только на русском языке?», он поясняет: «Это была позиция родителей, отец всегда говорил о богатстве русского языка. Он говорил: «Мы должны уважать страну, которая нас приняла. Ты в ней родился. И твоя родина – Франция, но отечество – Россия».
Представляет интерес статья Владислава Перевалова о выдающемся кинорежиссёре Уильяме Уайлере. «В 1930-е годы Уайлер поставил десяток фильмов, – пишет автор, – но всё это были «пробы пера»: он приобретал опыт, учился работать с такими известными актёрами, как Джон Берримор и Бетт Дэвис. Он не просто стал высокопрофессиональным режиссёром, он приобрёл то режиссёрское видение и особое мастерство в работе с актёрами, которое всегда отличает режиссёров-постановщиков с «божьим даром».
В номере также – статьи «Российско-украинский конфликт глазами западных СМИ» (Карина Фёдорова), «К чему ведёт политика Запада» (Леонард Горлин), «Санкции Запада ослабят его гегемонию» (Гао Дэшэн), «Становление Византийской империи» (Тео Гуриели), «Летняя святость» (Августин Соколовски), рассказы журналиста и писателя Сергея Шульгина и другие материалы.
Юлия Могулевцева