Новый образовательный стандарт внёс сумятицу в планы старшеклассников и их родителей. В ряде школ в десятые классы не зачисляют не только тех, у кого двойка в аттестате или неудовлетворительная оценка на ОГЭ, но и троечников. С этого учебного года старшая школа стала профильной и туда отбирают лучших. С тройками обязаны взять в классы универсального профиля, но их удалось организовать далеко не везде.
Школа, в которой я проработал без малого сорок лет, одна из самых крупных в Новороссийске и одна из самых успешных в Краснодарском крае. В ней из восьми девятых классов формируется всего два десятых. Отбор проводится на конкурсной основе, то есть по итогам предыдущей учёбы, при этом, разумеется, учитываются и другие заслуги учащихся.
В результате практически все ученики, принятые в десятый класс, впоследствии поступают в высшие учебные заведения. Школа невольно проводит первичный отбор потенциальных абитуриентов. Почему невольно? Потому что у администрации, которая подвергается нещадной критике со стороны родителей и доброхотов-общественников, плохо разбирающихся в проблемах современного российского образования, просто нет другого выхода. Школа не обладает необходимой инфраструктурой, чтобы открыть хотя бы три или четыре десятых класса. Не хватает и аудиторий, и учителей, дополнительные учебные помещения оборудованы уже и в коридорах. И такое положение, думается, характерно для очень многих провинциальных городов, в которых строительство учебных заведений явно не поспевает за ростом населения и возведением жилья.
Однако проблема не только в недостатке школьных «посадочных мест». Теоретически у не принятых в десятый класс выпускников есть возможность поступить в техникумы и колледжи, что не так уж плохо, потому что молодые люди получают там и среднее образование, и профессию. Но и этой возможностью не все смогут воспользоваться – мест в колледжах тоже не хватает, и они есть далеко не в каждом населённом пункте. Страна остро нуждается в квалифицированных кадрах среднего звена, и при этом во многих профессиональных учебных заведениях за обучение востребованным специальностям необходимо платить. И немало! Мне кажется, если государство заинтересовано в получении большого числа хорошо обученных молодых специалистов, студенты колледжа или техникума должны получать хотя бы небольшую стипендию от государства.
Другой, ещё более острой проблемой является процветающая в школах система приписок и очковтирательства ради достижения стопроцентного показателя выпуска учеников из девятого класса. Очевидно, что далеко не все учащиеся на должном уровне осваивают программу, но все поголовно имеют положительные оценки. А по закону школа обязана принять в 10-й класс всех учеников, успешно завершивших предыдущий этап обучения. И получается, что родители любого закоренелого двоечника имеют право требовать, чтобы их отпрыск был принят в 10-й класс, поскольку в свидетельстве об окончании девяти классов у него благополучные тройки. Если бы учителя имели право ставить двойки, то родители примерно двадцати процентов неуспевающих учащихся без всяких скандалов и претензий к школьной администрации сразу определяли бы их в профтехучилища.
В системе просвещения накопилось множество проблем, которые, к сожалению, решаются несвоевременно. Строительство школ и профессиональных учебных заведений фактически перешло в ведение муниципалитетов с их весьма скромными возможностями, хотя политики и законодатели на словах и проявляют пламенную заботу о подрастающем поколении. За последние годы в России возведено огромное количество храмов и монастырей. Это, конечно, отрадно и полезно для души или хотя бы для украшения наших «городов и весей». Однако «храмы знаний», то есть учебные заведения, почему-то строятся в самую последнюю очередь, сроки их сдачи в эксплуатацию постоянно срываются. К тому же остро ощущается нехватка учителей, да и уровень их квалификации, мягко выражаясь, не повышается. Впрочем, это тема для отдельного разговора.
ФАКТ
По информации министра просвещения Сергея Кравцова, не успели отремонтировать и достроить школы в 15 регионах – Дагестане, Якутии, Туве, Хакасии, Кабардино-Балкарии, Забайкальском и Краснодарском краях, Амурской, Архангельской, Иркутской, Курганской, Нижегородской, Новосибирской, Псковской и Ярославской областях.