Да, и мы по молодости студенческих лет пели – в порядке чёрного юмора – на рубеже 1980-х на известный мультяшный мотив: «Может, мы обидели кого-то зря, сбросили пятнадцать мегатонн, и теперь горит и плавится земля, где стоял когда-то Вашингтон…» И анекдотов про красную кнопку было не счесть. Но мы пели на кухне или у костра. Но вот зачем пел нечто подобное питерский камерный хор у Царских врат Исаакиевского собора?
Последнее время Исаакий пребывает в межеумочном состоянии: не то он музей и концертный зал, не то храм. Может, в этой странной двойственности и кроется вся закавыка в сотрясшем интернет-пространство сообщении о том, что в качестве концертного биса хоровики с каменными академическими камерными лицами, во фраках, запели такую «шутку»: «На подводной лодочке с атомным моторчиком Да с десятком бомбочек под сотню мегатонн Пересёк Атлантику и зову наводчика: «Наводи, говорю, – Петров, на город Вашингтон!» С неотменимой рифмой «мегатонн – Вашингтон». И про друга «Вовочку на самолётике» с бомбами.
А диавол же кроется в деталях. В контексте: где спето, когда спето.
В нынешнем случае речь идёт о том, что доморощенная бардовская песенка сорокалетней давности прозвучала 23 февраля.
Задача исполнителей была в чём? Потроллить? Ну не поздравить же с Днём защитника Отечества и поднять патриотический дух слушателей! Рассмешить народ? Ущипнуть власти после оглашения президентом страны Послания к Федеральному собранию, в котором были обнародованы некоторые наши стратегические возможности и высказана необходимость наносить ответные ракетные удары по «центрам принятия решений»?
Занятно, что никто не понял, в чём был посыл артистов. Персонам, убеждённым, что песня прозвучала с подачи сверху, стало «стыдно за власть и за такую страну». Вот, скажем, диакону Андрею Кураеву стало стыдно. Приняв песнь за чистую монету, он в своём ЖЖ обозвал случившееся «Путинизмом под сводами Исаакия». А глумившихся в храме Христа Спасителя помрачённых панкинь группы «Pyssi Riot» он не столь давно защищал.
Припевчик антисоветский, псевдодиссидентский на тему «зарплаты советских военных» – совсем уж плохонек: «Тру-ля-ля, тру-ля-ля, Можем всё за три рубля! Ты гори, гори земля Неприятеля!»
Получилось не только не смешно, но и просто неумно. И никчёмно. И текст слабый.
Может, просто не обращать внимания на эту глупость? Но в этой «камерной композиции» (кто-то ж делал хоровую аранжировку, голоса расписывал!) вначале прилеплена мелодия хорошей песни А. Пахмутовой «Усталая подлодка». По принципу присвоения, глумления и опускания?
Автор этой слабенькой бардовской «шутки» 40-летней давности А. Козловский резонно заметил, что Концертному хору Санкт-Петербурга «на самом деле не следовало» петь композицию в Исаакиевском соборе и «ничего хорошего из этого не выйдет». А худрук и главный дирижёр коллектива В. Беглецов культурно назвал раскритиковавших его концертную программу «долбо***ми».
Даже если опус прозвучал без согласования с дирекцией концертного зала, в любом случае вкус артистам изменил. И уж не у Царских врат такое следует исполнять.
Что там следует петь – понятно, думаю, всем.