На 94 году ушла из жизни София Губайдулина. Самая известная женщина-композитор в мире – такими определениями пестрят ныне заголовки новостных лент. Но и вне гендерного оттенка творчество Софии Губайдулиной с самого начала встало вровень с такими яркими представителями ее поколения, как Эдисон Денисов и Альфред Шнитке. Ее мировосприятие строилось на дихотомии и антитезах, достаточно посмотреть на названия ее сочинений: «Светлое и темное», «Сад радости и печали», симфония «Слышу… Умолкло…», «Pro et contra», «Чет и Нечет»… Противопоставления, поиски ответов на «последние вопросы» постепенно нашли точку пересечения в сакральности, и возникли такие опусы как «In croce», «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)», «Страсти и воскресение Иисуса Христа по Иоанну».
«Для меня основным символом является фигура креста, – говорила Губайдулина. – Вот как раз это и вертикаль, и горизонталь, на которых основывается вся сущность человеческая, вся экзистенция. Горизонталь – это то, что мы имеем причинно-следственное существование, такой плоскостный путь. А человечество должно обязательно взлетать!»
Путь Софии Губайдулиной не всегда был увенчан розами: выпускница Казанской консерватории, а затем и Московской (где училась у маститого Юрия Шапорина, а в аспирантуре у Виссариона Шебалина), она получила фундаментальное образование. Оно стало отправной точкой для активных поисков персонального стиля, а направляющим маяком послужила фраза Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём». Как и у других композиторов ее времени, доступность языка в киномузыке (на мультфильме «Маугли» и фильме «Чучело» выросли многие советские дети) прекращалась в произведениях «чистой музыки», за что в 1979 году она подверглась публичному осуждению на VI съезде композиторов. Тернии на пути к звездам не остановили Софию Губайдулину, а лишь подтолкнули к новым творческим свершениям. В обширном списке (более ста опусов) есть инструментальные концерты, оратории, камерные и хоровые сочинения, электронные опусы.
В 1991 году, получив стипендию, композитор переехала жить в Германию, в местечко Аппен – подальше от суеты и шума городов. Она никогда не считала себя изгнанницей, с удовольствием возвращалась в Россию, в родную Казань, где в отчем доме теперь располагается Центр современной музыки ее имени. Госоркестр Республики Татарстан и его руководитель Александр Сладковский основали в ее честь фестиваль современной музыки «Конкордия», и София Асгатовна посетила его открытие в Казани, дав благословение.
Александр Сладковский, народный артист России и Республики Татарстан, художественный руководитель и дирижер Республики Татарстан сказа «ЛГ»: «Конечно, это огромная утрата для русской музыки, но София Асгатовна была верной дочерью татарского народа. Наши контакты с ней были очень содержательными. Когда Губайдулиной исполнилось 80 лет, мы ее чествовали в Казани, она прилетела из Аппена, и мы играли ее музыку, потом с Юрием Башметом неоднократно исполняли Альтовый концерт. Последний раз она была с нами на свое 85-летие, тогда ее президент Татарстана наградил орденом Дуслык . Мы были вместе в тот момент. Я просил ее написать сочинение для нашего Госоркестра Республики Татарстан, но она тогда честно призналась: «У меня так много работы, боюсь не успею». И вот не успела, такова жизнь Но осталось много великолепной музыки, которую мы часто включаем в наши программы. Она — великий человек, композитор, которая в 2000-х годах уже сама являлась ориентиром для многих младших современников, задавая вектор творческим поискам. Такие люди рождаются раз в сто лет, мы все очень скорбим».
«Дух веет, где хочет», и границ государств никогда не были препятствием для распространения творчества Губайдулиной. Теперь Мастера нет с нами, но ее музыка, ее духовное послание навсегда прибудет с нами.