Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 14 марта 2025 г.
  4. № 11 (6975) (19.03.2025)
Культура

Тропой Софии

14 марта 2025

На 94 году ушла из жизни София Губайдулина. Самая известная женщина-композитор в мире – такими определениями пестрят ныне заголовки новостных лент. Но и вне гендерного оттенка творчество Софии Губайдулиной с самого начала встало вровень с такими яркими представителями ее поколения, как Эдисон Денисов и Альфред Шнитке. Ее мировосприятие строилось на дихотомии и антитезах, достаточно посмотреть на названия ее сочинений: «Светлое и темное», «Сад радости и печали», симфония «Слышу… Умолкло…», «Pro et contra», «Чет и Нечет»… Противопоставления, поиски ответов на «последние вопросы» постепенно нашли точку пересечения в сакральности, и возникли такие опусы как «In croce», «Две тропы (посвящение Марии и Марфе)», «Страсти и воскресение Иисуса Христа по Иоанну».

«Для меня основным символом является фигура креста, – говорила Губайдулина. – Вот как раз это и вертикаль, и горизонталь, на которых основывается вся сущность человеческая, вся экзистенция. Горизонталь – это то, что мы имеем причинно-следственное существование, такой плоскостный путь. А человечество должно обязательно взлетать!»

Путь Софии Губайдулиной не всегда был увенчан розами: выпускница Казанской консерватории, а затем и Московской (где училась у маститого Юрия Шапорина, а в аспирантуре у Виссариона Шебалина), она получила фундаментальное образование. Оно стало отправной точкой для активных поисков персонального стиля, а направляющим маяком послужила фраза Дмитрия Шостаковича: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём». Как и у других композиторов ее времени, доступность языка в киномузыке (на мультфильме «Маугли» и фильме «Чучело» выросли многие советские дети) прекращалась в произведениях «чистой музыки», за что в 1979 году она подверглась публичному осуждению на VI съезде композиторов. Тернии на пути к звездам не остановили Софию Губайдулину, а лишь подтолкнули к новым творческим свершениям. В обширном списке (более ста опусов) есть инструментальные концерты, оратории, камерные и хоровые сочинения, электронные опусы.

В 1991 году, получив стипендию, композитор переехала жить в Германию, в местечко Аппен – подальше от суеты и шума городов. Она никогда не считала себя изгнанницей, с удовольствием возвращалась в Россию, в родную Казань, где в отчем доме теперь располагается Центр современной музыки ее имени. Госоркестр Республики Татарстан и его руководитель Александр Сладковский основали в ее честь фестиваль современной музыки «Конкордия», и София Асгатовна посетила его открытие в Казани, дав благословение.

Александр Сладковский, народный артист России и Республики Татарстан, художественный руководитель и дирижер Республики Татарстан сказа «ЛГ»: «Конечно, это огромная утрата для русской музыки, но София Асгатовна была верной дочерью татарского народа. Наши контакты с ней были очень содержательными. Когда Губайдулиной исполнилось 80 лет, мы ее чествовали в Казани, она прилетела из Аппена, и мы играли ее музыку, потом с Юрием Башметом неоднократно исполняли Альтовый концерт. Последний раз она была с нами на свое 85-летие, тогда ее президент Татарстана наградил орденом Дуслык . Мы были вместе в тот момент. Я просил ее написать сочинение для нашего Госоркестра Республики Татарстан, но она тогда честно призналась: «У меня так много работы, боюсь не успею». И вот не успела, такова жизнь Но осталось много великолепной музыки, которую мы часто включаем в наши программы. Она — великий человек, композитор, которая в 2000-х годах уже сама являлась ориентиром для многих младших современников, задавая вектор творческим поискам. Такие люди рождаются раз в сто лет, мы все очень скорбим».

«Дух веет, где хочет», и границ государств никогда не были препятствием для распространения творчества Губайдулиной. Теперь Мастера нет с нами, но ее музыка, ее духовное послание навсегда прибудет с нами.


Обсудить в группе Telegram

Евгения Кривицкая

Евгения Кривицкая, доктор искусствоведения, про... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS