Знакомый мой, живущий в центре Москвы в старинном доходном доме, построенном сто лет назад, наотрез отказался делать ремонт: менять батареи, трубы и прочее… «Зачем? Всё же чугунное, ни разу не текло. Как новенькое. А ты, вон, зайди к соседям, через дорогу. Им лет двадцать назад стальные трубы, оцинкованные, поставили. И что же? Только и делают, что дыры латают. Одну заварят – рядом другая…»
Признаться, выслушал я монолог приятеля с недоверием. Снаружи батареи сияли новенькой краской. А что там внутри? Ведь не заглянешь. Впрочем, всё здесь было сделано по-хозяйски, с расчётом на века. Но трубы…
– А что вас удивило? – заметил как-то в разговоре со мной замдиректора по науке института «МосводоканалНИИпроект» Олег Примин. – У нас в центре труб из серого чугуна полно. Некоторые коммуникации ещё в 1898 году проложены и до сих пор эксплуатируются. Это в советское время на сталь перешли. Повсеместно.
– И что же?
– Пять тысяч аварий в год. А что такое настоящая авария с раскопками и всем прочим? Это 18 тысяч рублей. А трубы какие клали? Без защиты от коррозии. Как внешней, так и внутренней. Срок их эксплуатации – ну максимум 20 лет. 60 процентов столичных трубопроводов свой нормативный век отслужило. Менять их надо.
– Снова закапывать в землю километры стальных водопроводов?
– Да нет. На чугун надо переходить. Однозначно.
Чтобы оценить масштабность проблемы, приведу несколько цифр. Протяжённость московского водопровода – 10 тысяч километров. Диаметр труб, из которых он «собран», – от 50 до 200 миллиметров. Доля стальных трубопроводов – примерно 72 процента, чугунных – 26, железобетонных и из полиэтилена – 2 процента. Средний возраст стальных труб не превышает 34 лет, а чугунные «живут» 72 года и более.
Казалось бы, всё ясно. Надо возвращаться к тому, с чего, собственно, и начинали наши предки – к чугунному трубопроводу. Тем более что статистика повреждений на 100 километров водопроводной сети за последние годы полностью подтверждает правильность выбора в пользу чугуна: на трубопроводах из стали произошло 46 аварий, а из высокопрочного чугуна – только 10.
Довелось мне побывать однажды на солидной российской выставке, проходившей на ВВЦ под патронажем Комитета Государственной думы по энергетике, транспорту и связи. Называлась она «Реконструкция, ремонт и строительство трубопроводных систем». А пошёл я туда с одной единственной целью: посмотреть, пощупать своими руками эти самые современные чугунные трубы, которые способны служить века. И чего только там не было! Трубы полиэтиленовые всевозможных диаметров, трубы стальные с антикоррозийным покрытием, приборы контроля герметичности швов, рентгеновские лаборатории на колёсах, установки компьютерной диагностики… Одного не хватало: российского чугуна. Говорили мне, что есть завод где-то в Первоуральске и качество чугунных труб у них неплохое. Но он на выставку не приехал. Далеко и накладно. А может, и не приглашали? Но вот липецкий завод «Свободный сокол» – основной поставщик чугунных труб, ехать – не за тридевять земель. Искал я его экспозицию, но так и не нашёл. Почему? Загадка…
Впрочем, не вполне неожиданная. Надоумил меня отправиться на выставку тот же Примин. «Сходите, раз интересуетесь», – посоветовал он. Но как-то без энтузиазма:
– …Теперь всё больше производителей полиэтиленовых труб рекламируют.
– А разве это плохо? Передовые технологии…
– Да я не против полиэтиленовых труб. Но вы поймите, что это не решение всех проблем. Учитывая требования экологии – это неплохо. Но монтажные работы при температуре минус 2 – минус 5 на таких трубопроводах проводить нельзя. А если авария? А потом качество самих монтажных работ должно быть особое – европейское.
Но столице, как выяснилось, нужны не просто чугунные трубы, а высокопрочные с шаровидным графитом, с внутренним цементно-песчаным покрытием. Последнее – ещё более удлиняет срок службы трубопроводов. «Там ведь активная среда, – говорит Олег Примин, – блуждающие токи, электрохимические реакции…» Все эти требования на липецком «Свободном соколе» выдерживаются. Трубы из высокопрочного чугуна с шаровидным графитом (ВЧШГ) получили международный сертификат соответствия мировым стандартам. Сегодня этот завод выпускает чугунную продукцию диаметром не более 300 миллиметров. А Москве требуются не только трубы-малышки, но и больших диаметров – 400, 600, 900 миллиметров. В общем, заводу придётся приноравливаться к московскому размаху. Пока же руководство «Мосводоканала» договорилось с его дирекцией об изготовлении труб ВЧШГ с внешним цинковым покрытием, что обеспечит их беспроблемную эксплуатацию.
Во Франции, Германии сегодня активно прокладываются чугунные водопроводы. Почему? Люди хотят пить чистую воду прямо из-под крана. Да, в Москве одна из самых совершенных систем очистки воды в мире, но какой с этого прок, если трубопроводы старые.
Сегодня проблема чугунных труб не только обсуждается, но многое для их использования уже сделано. К началу лета 2007 года проложено более 2000 километров трубопроводов из ВЧШГ. Значит, не так всё безнадёжно.