Берлинале отмечает юбилей
Международный кинофестиваль в Берлине, который пройдёт с 11 по 21 февраля, отмечает 60-летний юбилей. Постеры, составленные из названий15 тысяч фильмов, что были показаны за эти годы, уже можно увидеть повсюду. Но гигантскую арт-инсталляцию «Занавес», созданную знаменитой художницей и дизайнером Кристиной Ким, откроют 12 февраля. Занавес в 300 (!) квадратных метров создаётся из старых киноплёнок, DVD, постеров для билбордов и по идее должен стать также и символом экрана, причудливо отражающего реальность мира. В тот же день на огромном экране на Брандербургских воротах – бесплатно для зрителей – и одновременно с премьерой во Фридрихштадтпалас будет показана реставрированная версия «Метрополиса» в оригинальном монтаже Фрица Ланга и с музыкой Готфрида Хупертца. Параллельно премьера пройдёт ещё и в Старой опере во Франкфурте-на-Майне в сопровождении живой оркестровой музыки.
Фестиваль – при всём обилии политических, эстетических, бизнес-задач, которые он решает, – умеет работать с публикой и с пространством города. Мало того что на сайте Берлинале можно увидеть фото, анекдоты, случаи из жизни обычных людей, рассказывающих о фестивале в их жизни. Фестиваль ещё и готов отправиться на площадки арт-хаусных кинотеатров в окрестностях Берлина. В них каждый вечер будут показываться по два фильма из разных программ. Их будут представлять гости фестиваля, и даже непременная красная ковровая дорожка будет расстелена.
Вообще-то Берлинский фестиваль создавался именно для зрителей. Первые годы, кстати, именно зрительское голосование определяло лучшие фильмы. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, что в 1951 году, в начале холодной войны, фильмы со всего мира, привезённые в Западный Берлин, должны были показать его жителям, что их «остров» в Восточной Германии – часть другой большой страны. Иначе говоря, Берлинский фестиваль появился не благодаря, а вопреки обстоятельствам. Кино, безусловно, сыграло политическую роль – прежде всего консолидирующую.
Это не единственный опыт, который сегодня мог бы быть интересен не только в Германии. Не менее поразительно, как фестиваль умел превращать свои кризисы не в катастрофу, а в стимул развития. В 1969 году, то есть год спустя после студенческих волнений в Париже, начавшихся, кстати, с синематеки, Общество друзей немецкого киноархива в Берлине организовало в Академии художеств своё «дополнение» к фестивалю. Дополнение понадобилось, потому что Берлинале рассматривался как слишком консервативное и устаревшее событие. Можете представить, как развивались бы события у нас? Это же бунт на корабле!.. В Берлине бунтовщиков не стали давить и обвинять во всех смертных грехах. Но два года спустя «дополнение» превратилось в Международный форум нового кино в рамках Берлинале. Сейчас – просто форум. Не загончик для молодняка, а площадка для смелых экспериментов, дерзких высказываний, открытия новых имён.
При этом баланс между новым и старым сохраняется. Так, в основной программе много фильмов режиссёров, которые уже получали призы Берлинале: от Романа Полански и Чжана Имоу до Ясмилы Жбанич и Ван Чуан-аня. Впервые за пять лет в основном конкурсе есть российская лента – фильм Алексея Попогребского «Как я провёл этим летом» (игра с грамматической формой – часть замысла авторов).
И традиционно на фестивале чествуют классиков. В этом году ими станут актриса Ханна Шигула, звезда фильмов Фассбиндера, его муза и икона нового немецкого кино, и 78-летний сценарист Вольфганг Колхаазе, один из немногих драматургов Восточной Германии, который оказался успешным после падения Стены. Он работал и с Конрадом Вольфом, Фолькером Шлёндорфом, Андреасом Дрезеном… При этом одновременно – также вне конкурса – будет показан дебютный документальный фильм легендарного британского «граффитчика» Банкси – «Выход через магазин подарков». Как заявил художник, «это фильм о человеке, который пытался снять кино обо мне». Этой сенсацией Берлинале завершил комплектацию фестивальных программ.
Что касается Золотых и Серебряных медведей, то их судьбу будет решать жюри во главе с режиссёром Вернером Херцогом. Кроме него в состав жюри основного конкурса вошли итальянка, режиссёр Франческа Коменчини, писатель Нуруддин Фарах из Сомали, китайская актриса Ю Нань, которую на родине зовут «королевой арт-хауса», голливудская звезда Рене Зельвегер, певица и актриса Корнелия Фробесс, испанский продюсер Хосе Мария Моралес.