, собкор «ЛГ», УЛЬЯНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
Чин чина почитай, а меньшого на край.
Русская пословица
Начну с красноречивой истории о чиновничьем помыкании нами, грешными. Сюжет таков. В посёлке Октябрьский Ульяновской области в одной квартире с матерью жил-поживал гражданин Алексей Бережнов. Прописка у него была, советский паспорт был при нём. Затем Алексею задумалось отправиться на заработки в город Барнаул. А через год он вернулся в свой посёлок. Тут-то всё и началось.
Как законопослушный гражданин Бережнов явился в районный паспортный стол, дабы восстановить былую прописку в посёлке Октябрьский на жилплощади своей матери. После некоторых мытарств его на старом месте проживания прописали.
Затем Алексею предстояла чисто техническая забота: поменять паспорт гражданина СССР на паспорт РФ. Он опять пришёл в паспортный стол Чердаклинского района с просьбой: поменяйте паспорт!
А ему отвечают:
– А вы уже не гражданин России – ибо ими автоматически становятся только те лица, которые были прописаны на территории РФ до 1 июля 2002 года.
– Так я в то самое время с пропиской и мыкался! Ну прописался я чуточку позже, что с того?
Ответ чиновников паспортного ведомства был ошеломляющим: прежде чем поменять паспорт, гражданину Бережнову надо получить вид на жительство. И лишь затем он может хлопотать о гражданстве…
К тому времени Бережнов уже уяснил: с российским чиновником надо вести себя послушливо. Что из того, что он уже прописан у матери? Что из того, что требования районных паспортистов отдают явной нелепостью? Что из того, что ему пытаются доказать: город Барнаул расположен не на территории России, а в Казахстане?! Кнутом обуха не перешибить! И уж тем более логикой. И пошёл наш страдалец собирать документы для получения вида на жительство…
И пришёл через какое-то время с ними снова в районный паспортный стол. Теперь всё в порядке? Как бы не так! Снова отказ.
В таких препирательствах с районными знатоками географии прошёл почти год. Терпение Бережнова лопнуло. Он отправился в паспортно-визовое управление областного УВД. И здесь с изумлением узнал, что его в районе совсем зря мурыжили: даже если бы город Барнаул находился не на территории РФ, а в Казахстане, то он, как бывший гражданин СССР, имеет право получить российское гражданство в упрощённом порядке…
Бережнову назначили день, когда он должен был прибыть в правово-визовое управление с необходимыми документами, дабы вся эта чиновничья канитель закончилась.
Он прибыл – в предчувствии скорого завершения своих мытарств. Они закончились? Да нет же!
Хоть плачь, хоть смейся: за столом сидел уже другой инспектор. И он заявил, что Бережнов должен доказать через суд, что он… проживает в Ульяновской области!
И наш страдалец отправился в районный суд, чтобы судебным решением осадить оборзевших чиновников. И суд постановил: гражданин Бережнов действительно проживает в посёлке Октябрьский, где и зарегистрирован. Это решение наш герой привёз в паспортно-визовое управление.
Но там ему приготовили новый сюрприз, заявив:
– А пусть суд обяжет нас принять ваши документы о предоставлении вам российского гражданства в упрощённом порядке.
И снова Алексей пошёл в суд. И вынес суд решение: обязать паспортистов принять у Бережнова документы.
Но Бережнову снова отказали!
И пошёл Алексей в управление Федеральной миграционной службы. К его полному изумлению, там услышал, что он… зря ходил по судам. Оказывается, их решения никакой юридической силы для миграционных служб не имеют. Ему было предложено – да-да! – то же самое: получить вид на жительство.
Эта чиновничья чехарда длилась почти четыре года. И только после того, как об этой беспрецедентной бюрократической одиссее поведала местная «Молодёжная газета», дело сдвинулось с мёртвой точки. Вроде бы.
Уникальный случай? Нелепое стечение обстоятельств? Как бы не так! Неуважительное, мягко говоря, отношение российского чиновника к российским же гражданам – это привычный стиль работы любого «чиноносящего» клерка в нашей стране.
Вот делится своими размышлениями «о месте чиновника в гражданском строю» жительница Ульяновска Ирина Котова: «Прочитав в местной газете об открытии «Окна единой оплаты», где деньги за коммунальные услуги якобы без очередей можно сдать, пошла туда. И что же? Всё тот же надоевший бардак, устроенный по принципу: «Вас много, а я одна».
Таких писем множество. Они свидетельствуют об одном. Куда бы ни явился гражданин – в жилищно-коммунальную контору, в региональную или муниципальную администрацию, в ГИБДД и прочие инстанции – всюду его встречает не понимающий проблемы, не желающий помочь служитель управленческой машины, а надменный и снисходительно-наглый тип, давно уже классифицированный как «крапивное семя».
Нерасположенность чиновника к российскому гражданину очевидна везде, на всех уровнях. Страна стонет от засилья бюрократов, коррупционеров, мздоимцев. Когда человеку предстоит идти в учреждение за любой справкой – он сон теряет.
Социологи утверждают, что ныне каждый дееспособный россиянин хоть раз в жизни, но обязательно был вынужден давать взятку чиновнику. Всесилие коррумпированной бюрократии достигло крайних пределов.
Говорят, как-то в Госдуму поступил из Кремля некий «Трудовой кодекс чиновника». Он как бы должен очертить параметры приличного поведения российских служак. Скажем, взяток деньгами не брать, а только подарками. Но с условием: отдать сие подношение государству. Или: запретить госслужащему заниматься любой коммерческой деятельностью. И тому подобное. И тогда-де наши чиновники будут просто безупречны.
Мы, настрадавшись от чиновничьих мытарств и закидонов, лишь усмехаемся. Мы привыкли полагать, что любой клерк – это как бы генетически сориентированное существо. Его пренебрежение к нам, его высокомерие, его наплевательство к нашим нуждам как бы уже запрограммированы в его сознании. И вести себя иначе он вроде бы не в состоянии.
Между тем это совершенно не так. Российский чиновник – существо вполне разумное. Его поведение абсолютно адекватно условиям его безопасного существования.
А условия эти таковы: при любом случае за инструкцию прятаться, с начальником отношения не портить – дабы в случае чего под его крыло нырнуть. И наконец, корпоративную солидарность соблюдать.
Обвинять чиновника в том, что он не народу служит, абсурдно, ибо, по сути, любой клерк – в первую очередь «престолоблюститель». Он своё и своего начальника место хранит – это главная задача. И он знает, что если все инструкции, даже самые нелепые, соблюдёт – начальство его в обиду никогда не даст. Ибо повода нет: усердно исполнял все формуляры.
А если некие граждане полагают, что расположенный выше по чиновничьей иерархии патрон своего подчинённого за любое упущение накажет, – они ошибаются! Начальствующей персоне выгодно иметь клерка с «хвостиком», он его быстрее уважать себя заставит… А клиент перебьётся.
На моей памяти предлагалось множество рецептов. От ужесточения наказаний за мздоимство и бюрократическую волокиту до требований в разы увеличить «жалованье» госслужащим – «Тогда они брать не будут!». Царь Пётр бил казнокрадов дубинкой, предсовнаркома Ленин вводил Рабкрин – Рабоче-крестьянскую инспекцию, генералиссимус Сталин расстреливал, генеральный секретарь Брежнев придумал «народный контроль». Но коренных переломов не наблюдалось.
Вот я как-то задумался: а если бы каждый из нас за мытарства в приёмных, за долгую бумажную волокиту, за необязательность и пренебрежение, уж не говоря о вымогательствах, не апеллировал бы к начальству, не писал бесконечных жалоб по инстанциям, а просто тащил конкретного чиновника в суд? Может, тогда изменились бы повадки «папконосцев», поубавилось их чванство и хамство?
Задумался, но, прежде чем призвать к этому народ, посоветовался с юристами. И тут меня ждало удивительное открытие.
Для начала процитирую абзац из Федерального закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (статья 15).
Она гласит: «…лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации».
Значит, чиновник всё же ответствен юридически?
– Да нет, – объяснил мне опытный юрист. – Ответственность в законе лишь продекларирована. А на практике действующее законодательство Российской Федерации административной ответственности за нарушение срока и порядка ответа на обращения граждан не устанавливает. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работник может быть лишь привлечён к дисциплинарной ответственности на основании статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации. И всё.
Вопрос о юридической ответственности за нарушение комментируемого закона урегулирован недостаточно чётко: трудно понять, о каком виде юридической ответственности идёт речь, каков механизм привлечения к ответственности. Кроме того, в федеральных законах и подзаконных актах не установлены корреспондирующие нормы. В этой ситуации комментируемая статья носит, скорее, декларативный характер.
Вот так прокомментировал ситуацию юрист. От себя добавлю, что, пытаясь бороться с вседозволенностью чиновничества, некоторые субъекты РФ принимают местные законы, призванные урезонить чиновничество. Это сделано, скажем, в Москве, в Республике Татарстан, в Ульяновской области. Однако, как утверждают юристы, установление административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан законами субъектов Федерации противоречит уже вышеназванному ФЗ ‹ 59 от 2 мая 2006 г. Они подчёркивают, что любой вид юридической ответственности, в том числе и административной, за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан может быть установлен только законодательством РФ.
Получается: любой чиновник свою безнаказанность и неуязвимость осознаёт – и резвится на своём служебном месте как хочет.
Вот любопытный факт, подтверждающий это предположение. В городе Димитровграде Ульяновской области клерки мэрии перепутали документы при выдаче документов на приватизацию комнаты в бывшем общежитии и в результате поселили там одновременно две семьи. Городской суд, занимавшийся этой историей, вынес частное определение, в котором призвал главу города навести порядок в подопечных ведомствах. И вы думаете, городская администрация стала порядок наводить? Нет, она ринулась… оспаривать вердикт городского суда. И ещё хорошо, что областной суд устоял перед их напором.
Ну и в завершение темы. Откуда и по какой причине идёт самовозрождение чиновничества как особого класса? Принято считать, что рост армии «папконосителей» обусловлен увеличением производительной деятельности в России. Потому, мол, и народу управленческого надо всё больше и больше. Однако это, скорее, хитроумная уловка, придуманная самими чиновниками. В той же Ульяновской области, как выяснили специалисты, во всех важнейших секторах экономики производство сократилось в разы – а чиновников почти на столько же прибавилось.
Думаю, реальное объяснение этому феномену несколько иное. Рост чиновничьих рядов объясняется, конечно, тем, что в стране вплоть до последнего времени не существовало никакого реального контроля над исполнительной властью. И потому это растение, несмотря ни на какие старания воителей с сорняками, всё лезло и лезло …
Сейчас по инициативе президента РФ вводятся некие элементы подотчётности чиновников хотя бы перед парламентом. Их вроде бы обязали отвечать на запросы и жалобы граждан, усиливается депутатский контроль за их деятельностью – и так далее….
Урезонят ли эти меры нашу тёртую и весьма изворотливую чиновничью рать? Не знаю. Вернее, знаю, но не скажу. Пусть читатели решают! По собственному разумению и опыту.