Сергей Казначеев
Вечера с Владимиром Соловьёвым во главе представляют собой довольно парадоксальное явление нашего телеэфира. Редко встречаешь человека, который бы удержался от какой-нибудь колкости по адресу самого ведущего. «Но для чего же ты тогда смотришь?» – «Так…» В чём же секрет высоких рейтингов программы? Может быть, в составе её экспертов? Ведь короля играет свита. А сверхзадачу режиссёра решают участники актёрской труппы.
О некоторых из них довелось писать ранее (Владимир Корнилов, Дмитрий Куликов, Карен Шахназаров…), и, хотя они по-прежнему играют важную роль, остановимся на других фигурантах этого медийного и драматургического процесса.
Дмитрия Дробницкого, пожалуй, можно аттестовать как соловьёвского единомышленника. Он формулирует смыслы, близкие ко взглядам «шефа», и трудно вспомнить случай, когда бы он решительно возразил ему. В соответствии с театральным амплуа второго любовника он находится как бы в тени первого лица. Будучи американистом, Дробницкий компетентно высказывается о проблемах западного мира и глобализации. Физик по образованию, он старается подкреплять свой дискурс рациональными доводами, а как писатель-фантаст не чужд футурологическому мышлению.
Партия, отводимая другому постоянному гостю теледискуссий, Дмитрию Евстафьеву, несколько отличается от вышеизложенной. Нередко ему удаётся перевести дискурс в иную плоскость и обозначить новый вектор обсуждаемой проблемы. Речь его спокойна, рассудительна и размеренна, сходна с театральным амплуа благородного отца. Видно, что политолог глубоко убеждён в том, что он излагает, и, чтобы передать эту уверенность зрителям, нередко высказанные формулировки подкрепляет утвердительным наречием «так».
Евстафьев способен уверенно возразить постановщику, а если факт несогласия не озвучивается, в глазах политолога посверкивают лукавые огоньки, а на устах появляется мягкая ироническая улыбка. Вообще говоря, он не прочь пошутить, и порой его юмор бывает довольно колючим.
Ещё двумя из регулярных участников полуночных посиделок (вернее, постоялок) являются Владимир Сергиенко и Александр Сосновский. Их можно обозначить как заезжих звёзд в составе соловьёвской антрепризы. Как гражданам не только России, но и Германии, им отведена ответственная роль транслировать взгляд на события из Европы. Разумеется, этнически они никакие не немцы, но долгое проживание на территории ФРГ невольно вносит в их манеру выражаться сдержанность и пунктуальность знаменитого орднунга.
О политических воззрениях обоих «германцев» красноречиво свидетельствует то, что они оба внесены в санкционные списки европейских и украинских репрессивных органов. Впрочем, этой заслуги удостоены практически все гости соловьёвской студии, строго ориентированной на защиту интересов России.
В некотором противовесе с германскими «гастролёрами» находится белорусская «партизанская группа», в которую входят Вадим Гигин и Александр Шпаковский. Как представители союзного государства, они не только демонстрируют верность российскому государственному вектору развития, но и не забывают придать разговору явственно обозначенный минский акцент. За их последовательную позицию их часто называют пропагандистами Лукашенко. Но было бы странно, если бы люди, входящие в состав белорусской политической элиты, оказались в контрах с действующим президентом. Выступления их на российском ТВ отличаются деликатностью и скромностью. Так, например, Гигин, возглавляющий республиканское общество «Знание» и Национальную библиотеку Беларуси, старается не афишировать своих обширных познаний и не кичится эрудицией.
Недавно ещё относившийся к кругу луганских политических персон, а с недавних пор посол по особым поручениям Родион Мирошник привносит в передачу взгляд изнутри на события в Донбасском регионе. Его мощная фигура в рамках телеэфира, так же, как и внушительная стать Евстафьева, сообщает их мнениям оттенок некой монументальной незыблемости. Как от многострадального мемориального комплекса «Саур-могила», от них веет стоической непреклонностью и верой в наш совместный успех. Мирошник лично был свидетелем авианалётов и артобстрелов, и его слова не выглядят мнением со стороны. Он изъясняется жёстко и аргументированно, но старается не впадать в излишнюю экзальтацию.
Ну и как не упомянуть важный – южный акцент, который привносит в телепроект деятельное присутствие на ночных бдениях приглашённых «характерных актёров» Спиридона Килинкарова и Генри Сардаряна. Темперамент этих спикеров добавляет в и без того эмоциональные полилоги терпкий аромат восточных специй и послевкусие, как от армянского коньяка. Ну и как не отметить присутствие на сцене соловьёвского шоу героя-резонёра Сергея Михеева и Василя Вакарова в амплуа простака. Впрочем, кажется, эта роль его вполне устраивает.
Казалось бы, столь разношёрстная компания с необходимостью должна была производить впечатление перепалок, разнобоя и чересполосицы. Покойный литературовед С.А. Небольсин противопоставлял сумбурный европейский карнавал стройному русскому хороводу. Череда соловьёвских ораторов, согласно воле режиссёра, несомненно, принадлежит ко второму типу, и это обстоятельство обеспечивает высокие зрительские рейтинги. Все билеты раскуплены – в театре аншлаг. Откройте занавес!