Поэзия
Андрей Кощеев. Одинокий странник: хокку: Трёхстишия. Нижний Тагил: 2017. 178 с.
Хокку, пожалуй, самый популярный жанр японской поэзии, у которого много поклонников не только на родине, но и в других странах. «Процесс написания подобных стихотворений побуждает не воля нашего сознания, а диктует наше подсознание. Только ёмкие, мимолётные фразы, которые появляются в голове, могут образовать настоящее хокку», – пишет в предисловии к своему сборнику филолог Андрей Кощеев.
В основном книга «Одинокий странник» состоит из хокку философско-созерцательной тематики, посвящённых красоте мира и самоопределению человека как части вселенной.
Рыжая осень.
Листья-веснушки горят
В солнечном свете.
Я тихо вздохнул.
Эхо в горах разносит
Мою печаль.
Впрочем, есть в сборнике и шуточные трёхстишия, и даже несколько собственных переводов знаменитых хокку Басё.
Проза
Сабир Рустамханлы. Восхождение на плаху. Роман. М.: Художественная литература, 2016. 416 с., 1000 экз.
«Восхождение на плаху» – это исторический роман азербайджанского писателя и публициста, народного поэта Азербайджана Сабира Рустамханлы, рассказывающий об обстоятельствах присоединения северных земель Азербайджана к Российской империи в начале XIX века. Исследуя события двухвековой давности, автор пытается обозначить истоки продолжающихся и по сей день конфликтов на Южном Кавказе, а также найти пути примирения.
При описании событий автор опирается на документальные источники, но при этом сохраняет живость и художественную образность повествования. Особое внимание Сабир Рустамханлы уделяет личности последнего гянджинского владыки – Джавад-хана, погибшего в бою за свою столицу.
На русский язык роман переведён Азером Мустафазаде.
Мемуары
Марина Завада, Юрий Куликов. Белла. Встречи вослед. М.: Молодая гвардия, 2017. 589 с., ил. (Библиотека мемуаров: Близкое прошлое), 7000 экз.
Эта книга состоит из бесед с родными, друзьями и знакомыми Беллы Ахмадулиной. «В разное время и в разной степени близкие Ахмадулиной, симпатизирующие и не симпатизирующие друг другу, будучи собраны вместе, под одной обложкой, создают – насколько это достижимо – картину её ускользающего, неизмеримого мира», – сказано в предисловии.
Действительно, рассказы близких – это уникальная возможность узнать Беллу Ахмадулину с человеческой стороны: что её смешило, что восхищало или огорчало… А ведь именно из таких простых ощущений в том числе и создаётся поэтический мир. Поэтому, несмотря на то что в книге «нет литературоведческих и филологических изысканий», она помогает понять лучше не только Ахмадулину-человека, но и Ахмадулину-поэта.
В книгу также вошли неопубликованные ранее дневники за 1961–1963 годы.