Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Царская» работа скульптора Медведева

01 января 2007

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА

Скульптор за «царской» работой;  Елена ГРАДОВСКАЯВ Новом Осколе Белгородской области, основанном некогда в качестве «стоялого острога» с засекой по указу царя Алексея Михайловича, воздвигнут памятник его державному основателю. Автором первого в России монумента второму из династии Романовых выступил молодой московский скульптор Сергей Медведев. Его имя знакомо постоянным посетителям выставок Московского и Российского союзов художников, но пока ещё не известно широкой общественности. Впрочем, это, возможно, не за горами. Как выражается сам Сергей, после окончания в 1997 году Московского художественного института им. В.И. Сурикова для него настало время шлифования таланта, и, судя по работам последних лет, среди которых можно выделить памятник Савве Мамонтову в Ярославле и монумент Солдату-освободителю в городе Мышкине, самосовершенствование приносит свои плоды.

– Сергей, насколько рано вы ощутили себя скульптором? Не возникали ли сомнения при поступлении в Суриковский институт, при выборе факультета?

– Нет, напротив, у меня всегда было ощущение некоей предначертанности. И за это нужно сказать «спасибо» моим родителям, которые с детства, заметив способности, заставляли меня рисовать и лепить.

– А родители ваши тоже из художественного мира?

– Мама Лариса Борисовна окончила Московский архитектурный институт, отец Олег Сергеевич – факультет графики Суриковского института. Он – прекрасный график и живописец. В советское время работал в Торгово-промышленной палате, занимался организацией выставочного пространства, решал архитектурные задачи. В последнее время у нас с отцом получился тандем: он выступает как архитектор, я – как скульптор. Так получилось и при создании памятника царю Алексею Михайловичу.

– Были ли сложности с воссозданием в бронзе образа «Великого Государя и Великого Князя, Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца»? Ведь мы имеем не такую уж богатую и выразительную его иконографию.

– Я, кстати, изначально не «согласился» с существующими изображениями Алексея Михайловича. На дошедших до нас портретах он выглядит слишком мягким для самодержца, этаким домашним пуфиком с пухлыми щёчками. Не верю, что таким мог быть Царь всея Руси. Хоть он и назван «Тишайшим», войны при нём шли, и государство активно прирастало новыми землями. Поэтому я попытался трактовать его более суровым, властным. Между памятником и существующими в учебниках по истории изображениями царя есть внешнее сходство, но психологическая трактовка личности – другая.

– А как вы относитесь к тому, что памятник Алексею Михайловичу установили на месте, где раньше стоял Ленин?

– По ряду причин считаю, что это правильно. Во-первых, именно он основал Новый Оскол. Во-вторых, Россия всегда была, что называется, намоленной страной, а Ленин – кто бы спорил, сильная личность, весьма умный человек – навязал ей атеизм. Но эта эпоха прошла, и мы возвращаемся к вере…

– Для вас это понятие, кажется, не пустой звук…

– По моим понятиям верующий – значит действующий, то есть регулярно посещающий церковные службы, соблюдающий посты и другие догматы веры. Так я жил прошлый год. Но сейчас я, скорее, верящий, то есть признающий существование Бога.

– А какие свои творения вы признаёте совершенными? Иными словами, есть ли работы, которыми гордитесь?

– Нет. И меня это радует. То, что было до сегодняшнего дня, – всего лишь этапы, которые проходишь во время формирования. Вот сейчас я чувствую себя дозревшим и профессионально, и внутренне. Есть задумка создать композицию «Адам и Ева» и мраморную работу «Духовное освобождение», которую я начал ещё на четвёртом курсе института. Тогда меня с этой идеей никто не поддержал, и, хотя за практику поставили пятёрку, работу эту я бросил, а сейчас вижу, какой она должна быть, и сделаю её заново.

– А как же памятники?

– Я уже выиграл конкурсы на установку в следующем году в Симферополе памятников композитору Алемдару Караманову и писателю Анатолию Домбровскому. Но это, по мне, не искусство в его высоком понимании, не «апогей творчества», а всего-навсего монументальная крупная скульптура, основанная на простой арифметике и соблюдении пропорций. Искусство здесь заканчивается после создания эскиза, а дальше – всё просматриваемо, предсказуемо. Во время настоящей творческой работы ничего нельзя просчитать заранее. Там такие открываются бездны, что итог абсолютно неизвестен.

– Вас послушаешь – придёшь к выводу, что современного монументального искусства в высоком значении этого слова попросту нет...

– Судя по тому, что я вижу в последнее время, это недалеко от истины. Столько уродства лепится! Причём авторы ничуть не обеспокоены тем, что их работы будут стоять на улицах и площадях и травмировать человеческую психику, в первую очередь детскую. Они руководствуются только желанием хорошо заработать. Доминирование наживы создаёт колоссальное нарушение городской среды как целостной структуры. Какое тут может быть искусство? Помню, в детстве мы с родителями часто ходили в Донской монастырь, рядом с которым жили. На его кладбище тоже есть памятники из бронзы и мрамора. И выполнены они изумительно, хотя сделаны на заказ, а не в качестве творческих самостоятельных работ. Само отношение скульпторов к своему делу было другое. Сейчас авторам мешают спешка и стремление побольше заработать. Но искусство – не та область, где можно урвать, не потеряв в качестве. Не будет чистоты, если ты идёшь этим сомнительным путём. Будет в лучшем случае ремесленничество, а по большей части – обыкновенная профанация.

– Но есть ли современные скульпторы, чьи памятники вам нравятся?

– Да, например, работы моего учителя народного художника России профессора Михаила Переяславеца. Он всегда творит с каким-то особым благородством, у него чёткий внутренний стержень. Для него ни деньги, ни установленные сроки не имеют значения – важен только результат. Он, кстати, был воспитан выдающимся скульптором Львом Кербелем. Если же подходить к «истории вопроса» в целом, то к качественным вещам для меня относятся, к примеру, памятник Нахимову в Севастополе, изваянный Николаем Томским, композиция «Преподобный Савва Сторожевский и князь Юрий Звенигородский» Андрея Ковальчука в Звенигороде, в Москве – Маяковский на Триумфальной площади Александра Кибальникова, Юрий Долгорукий на Тверской площади, конечно, опекушинский Пушкин… Сейчас, к сожалению, налицо снижение общего профессионального уровня скульпторов, работающих над монументами. И это при том, что в России продолжает существовать сильнейшая реалистическая школа, которая в Европе давно утеряна! Памятники нужно делать хорошо, но высокое искусство требует куда большей самоотдачи.

Беседу вела Светлана НОСЕНКОВА

Обсудить в группе Telegram

Светлана Носенкова

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS