Например, впервые на выставке можно увидеть работы иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Аффония Вишнякова, последнего прямого потомка основателя промысла Филиппа Вишнякова.
Как отмечает министр культуры Московской области Олег Рожнов: «Подмосковье всегда славилось многообразием народных художественных промыслов. На протяжении столетий здесь процветали традиционные виды народного искусства, ставшие национальной гордостью и достоянием культурной сокровищницы России. Сегодня в Подмосковье работает около 20 организаций народных художественных промыслов, что составляет пятую часть от всего количества предприятий в нашей стране. Одним из центров традиционных художественных промыслов является Жостово. Изделия жостовских мастеров получают высокие награды на престижных зарубежных и отечественных выставках. Посетителям выставки представляется прекрасная возможность полюбоваться разнообразием жанров, стилей и богатством красок уникальных жостовских подносов».
Жостовский поднос из утилитарного предмета превратился в подлинное произведение искусства. Творения современных жостовских умельцев хранятся в коллекциях Лоры Буш, Жака Ширака, английской королевы Елизаветы, испанского короля Хуана Карлоса II, Папы римского и первых лиц нашего государства.
В сюжетах жостовских подносов отразилась отечественная история. Среди экспонатов выставки есть уникальные образцы, выполненные на заказ и посвящённые событиям советского периода жизни страны, начиная с 20-х годов прошлого века. Представить всё это многообразие на одной площадке помогли участники выставочного проекта: Жостовская фабрика декоративной росписи, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Музей народных художественных промыслов Московской области, Федоскинское отделение ВШНИ и Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, а также коллекционеры.
История Жостова тесно связана с историей другого известного подмосковного лакового промысла – лаковой миниатюры Федоскино. На выставке можно увидеть единство двух художественных систем, которое выразилось в первоначальном материале изделий (папье-маше), сюжетах, приёмах письма и мастерах, которые одновременно работали на двух промыслах.
Предприимчивые крестьяне – братья Тарас, Егор и Филипп Вишняковы – организовали в начале 1810-х годов производство лаковых табакерок, коробочек, сигаретниц, чайниц… Со временем ассортимент расширился, и значительное место в нём стали занимать подносы, причём не только из папье-маше, но и металлические. С именем Осипа Филипповича Вишнякова, который в 1825 году открыл лаковое производство на папье-маше и металле, и связывают основание жостовского промысла. В прейскуранте его мастерской значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. Существует с 1825 г.».
В середине XIX века с ростом городов, развитием сети гостиниц, трактиров, питейных заведений спрос на подносы стал увеличиваться. Соответственно их изготовление стало делом очень прибыльным. В 1870-1880-е годы появились новые мастерские. Самыми крупными были О.Ф. Вишнякова и Е.Ф. Беляева. Именно к этому времени относятся наиболее ранние из сохранившихся жостовских подносов. В старину они не подписывались, и определить время их изготовления можно было лишь по клеймам мастерских (это были главным образом династии Вишняковых), а также перечню наград, получаемых на выставках.
Жостовцы создали свой неповторимый стиль. Наиболее дорогими считались подносы с жанровой живописью: мчащиеся тройки, сценки чаепития, охота, крестьянские девушки, а также знаменитые букеты. Как правило, это были розаны и георгины в обрамлении диковинных цветов, вьюнов и плодов. Изображение букета подчинялось плоскости подноса, но искусство мастеров и художников придавало изображению объём, воздушность, гармонию оттенков красок и бликов и особую лиричность. Секрет особого успеха заключался в том, что железо покрывали грунтом, многократно лакировали и тщательно полировали как с лицевой, так и с оборотной стороны. Причём в росписи художники использовали те же приёмы, что и в миниатюрной живописи. Цветы писали масляными красками, применяя технику лессировочного письма. А эффект объёма и светящегося мерцания рисунка достигался использованием приёмов свободной кистевой росписи.
На Жостовской фабрике декоративной росписи работают до сих пор представители знаменитых династий Антиповых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Вишняковых, Леонтьевых, Можаевых, Савельевых, Кледовых, известных с середины XIX века. Этот год стал юбилейным и для двух величайших жостовских мастеров П.И. Плахова и В.И. Дюжаева, чьи работы находятся в ведущих музеях нашей страны, Западной Европы, Америки. Их произведения также представлены в экспозиции выставки.
Любуясь этими шедеврами, убеждаешься вновь и вновь, что истинно народное искусство живо. Знаменитый подмосковный промысел претерпел немало за прошедшее время, но сумел выстоять и сохранить уникальные традиции, которые и позволяют ему быть во все времена вне конкуренции.