Православие и народность. – М.: Институт русской цивилизации, 2008. – 720 с.
Юрий Фёдорович Самарин (1819–1876), чьи основные труды опубликованы в этой книге, принадлежал к древнему дворянскому роду Квашиных-Самариных, многие представители которого отличились на государственной службе: к примеру, Михаил Михайлович Самарин в начале XVIII века стал одним из первых русских сенаторов, отец Юрия Самарина – Фёдор Васильевич – был участником Отечественной войны 1812 года и других войн начала XIX века, шталмейстером двора императрицы Марии Фёдоровны. Сам же Юрий Фёдорович прославился как мыслитель и публицист, один из основателей славянофильского движения.
Этапным моментом для него стала магистерская диссертация «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (защищена в 1844 году), в ходе работы над которой автор ощутил необходимость поддержать православие рациональными доводами, примиряя науку и религию, знание и веру. Но это оказалось невозможным, и автору на собственном опыте довелось понять, что ум, опыт, наука, любые виды рационалистического знания не отражают целостного духа жизни. Полная и высшая истина даётся не одною способностью логического умозаключения, но уму, чувству, воле вместе. С этого момента для Самарина начинается путь утверждения религиозного сознания во всех сферах человеческой жизни. В его трудах центральной темой является проблема взаимоотношений между Россией и Западом. Эта проблема ведёт за собой ряд сопоставлений, характерных для восприятия мировоззрения Самарина: вера и разум, религия и наука, православие и католичество.