Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Целый театр

01 января 2007

ПАМЯТЬ

Двадцать лет без Райкина

Валерий ПЛОТНИКОВВ преддверии новогодней тотальной юмористической атаки, когда всякого рода пародисты, пересмешники и просто записные весельчаки постараются сделать так, чтобы мы в буквальном смысле слова умерли от смеха, кажется, самое время вспомнить об Аркадии Райкине. Вспомнить ещё и потому, что недавно минуло двадцать лет со дня его смерти. К сожалению, Райкин сегодня не то чтобы забыт, но не востребован. А ведь его мастерство, его фантастическое умение быть не только уморительным, но и глубоким, тонким, честным, его истинно гоголевского толка «смех сквозь слёзы» могли бы стать в наши дни как нельзя более нужными и востребованными.
Моя первая встреча с Райкиным произошла ровно полвека назад – в 1957 году. Его коллектив тогда гастролировал в Москве, выступал в Театре миниатюр, за кулисами которого мы и договорились пообщаться после спектакля «Любовь и три апельсина». Когда он подошёл ко мне, меня просто-напросто испугали вид и состояние артиста. Совершенно изнурённый, взмокший от пота и очень бледный, он попросил разрешения дать ему отдохнуть минут двадцать. И вот уже буквально распластанный Райкин лежит на диване в своей гримёрке. Стало очевидно, чего стоит ему эта кажущаяся из зала «эстрадная» лёгкость, мгновенные перевоплощения, достигавшиеся поистине безжалостной самоотдачей.
…Но проходит ещё какое-то время, и он как одержимый рассказывает о своих новых планах, о замыслах и задумках.
В самом конце разговора Райкин вдруг отчего-то стал вспоминать о банкете по случаю 60-летия Сталина, где он оказался сидящим за столом прямо напротив вождя.
– Единственный номер, который я должен был показать, был, конечно же, заранее оговорён. И после того, как я изобразил одного из своих персонажей, Сталин засмеялся, начал аплодировать, встал. Тут же поднялись и все в зале. Он предложил тост «за Аркадия Райкина!». Все выпили. И тут я возьми и скажи: «Товарищ Сталин, могу я и других типов показать?» Он кивнул головой, и я стал работать никак и никем не согласованные номер за номером. И после каждого из них он вставал и хлопал. И все присутствующие – за ним следом…
Десятилетие спустя, во время очередной столичной гастроли Ленинградского театра миниатюр, мы увиделись снова – и опять за кулисами после представления. На сей раз, как сейчас помню, это был спектакль «Избранное». И снова повторилась ситуация первой встречи. Сперва бесконечно усталый, физически изнурённый человек, который после получасового отдыха, кажется, готов бесконечно говорить за столиком буфета о своём спектакле, об искусстве, о тяжёлых проблемах «лёгкого» жанра. В тот раз Райкин весьма резко критиковал советскую эстраду, где, как он дословно выразился, «процветает беспардонная халтура, пошлость и где благоденствуют случайные, далёкие от художественности люди». (Напоминаю, на дворе – 1967 год: трудно даже представить себе, в каких выражениях он аттестовал бы сегодняшних своих, с позволения сказать, «наследников».) Имён этот при всём при том глубочайшей деликатности человек не называл, но они, правда, легко угадывались.
Помню, как задал ему «острый» вопрос – как это, дескать, артист может из вечера в вечер играть одно и то же?
– Могу! – ответил. – И мне это даже нравится. Во-первых, у меня абсолютное ощущение, что я всякий раз играю разных людей. А кроме того, мне так жалко расставаться с любым из моих героев…
А как-то в промежутке между этими двумя разговорами я однажды общался со Львом Кассилем. Согласно «сверхзадаче» это должна была быть беседа с выдающимся детским писателем. Но он вдруг неожиданно сказал: «Давайте, я вам лучше расскажу о том, как побывал на днях на репетиции у Райкина». И не дожидаясь моего ответа, принялся с воодушевлением вспоминать. О том, как в отсутствие грима, костюмов, каких-либо сценических приспособлений Райкин умудрялся менять свои маски, мгновенно и полностью перевоплощаясь. Как требовательно, строго руководил он своими партнёрами, заставляя по два-три раза повторять «проходную», казалось бы, реплику.
– Я после этого пришёл к выводу, что Райкин сам по себе – целый театр! – заключил Кассиль.
А я сегодня, в свою очередь, задаюсь риторическим, прямо скажем, вопросом: кого на нынешней эстраде может назвать аналогичным образом пускай даже не писатель, а тот, кто по старинке именуется «рядовым зрителем»?.. 

Ефим ЛОМБЕРГ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS