9 ноября... Эта дата надолго запомнится армянам выстраданной, но оглушающей, словно выстрел у виска, новостью. Руководители Армении и Азербайджана при содействии президента России подписали мирное соглашение. Всем бы радоваться – конец войне! Но люди не могут оправиться от шока.
Ещё накануне Армия обороны Арцаха отбивала атаки превосходящих сил противника, усиленные турецким спецназом и боевиками из Сирии (интервью с пленёнными не раз передавали по ТВ) на главный символ республики – город Шуши. И вот... Армяне испытывают нечто подобное, что чувствовали русские сто лет назад после подписания Брестского мира.
Остановлена бойня, спасены тысячи жизней. Но какой ценой? Сдачей оплаченных кровью в первой карабахской войне земель без всякой гарантии получения статуса для Республики Арцах (бывшая НКР). Алиевым затребована и часть территории самого Арцаха, как и экстерриториальная связь с анклавом Нахичевань…
Без столь длинного предисловия не понять, отчего армяне «сходят с ума», «громят правительственные кабинеты», митингуют и избивают попавшегося на глаза председателя парламента. Так и слышится укоризна московских экспертов на ток-шоу: «И это делает нация, гордящаяся тысячелетней культурой?!» Да, так. Но её до этого довели. Хотя она и сама не проявила мудрости...
Все последние дни на улицах и в сердцах были два лозунга: «Никол – предатель!» и «Отставка!». И всё это о бывшем герое «бархатной революции» Николе Пашиняне.
Если не знать его политическую биографию, где были и сотрудничество с фондом Сороса, и антироссийские высказывания, трудно понять его, мягко говоря, странные действия на посту премьера. Устроенные на ровном месте конфликты с руководством РФ поначалу воспринимались следствием политической неопытности. Но тут – резкое ухудшение отношений с Ираном из-за открытия армянского посольства в Израиле. Зачем? Ведь граница с Ираном была единственной постоянно открытой. И тут же – чистка в рядах высшего командования силовых структур, куда он ставил только «лично преданных». И вдобавок… много чего подобного. Сейчас ясно: в целом всё выстраивалось в логичную (при своей нелогичности) цепь. Это привело к военному краху, а потом и к деструктивности толпы (уж какая тут многовековая культура?!). Потеряв голову, о волосах не плачут.
На митингах звучали и крайне радикальные речи: от призыва денонсировать унизительное соглашение до требований убрать российскую военную базу. Горячие головы считают, что Россия не заступилась за армян Арцаха и за саму Армению.
Не могу не сказать, что отношение к России претерпело отрицательную динамику. Все благодарны за остановку кровопролития, но многие не понимают чрезмерную осторожность Кремля, полагая, что Россия могла бы остановить войну сразу или даже предотвратить её. Хотя не говорят как. Зато в ходу разговоры, что Россия взяла «мхатовскую паузу», чтобы проучить Пашиняна. А ещё все говорят, что более надёжного союзника, чем Армения, у России на Кавказе нет. Поэтому особенно обидно…
Также в Армении прекрасно осознают, что нельзя убирать российскую военную базу. Дело не только в азербайджанской угрозе. Непременно отыщется алгоритм мирного сосуществования, географию не изменишь войной. Но до этого пока далеко. Эйфория победы в Баку и трагедия потерь у нас – огромный барьер. Но история выработала у армян такой заряд стойкости, что через горечь поражения мы готовы к трудному пути возрождения.
В Армении не забывают о Турции, стремящейся далеко раскинуть своё влияние, она – главная опасность не только для государства Армения, но и для армян как нации. Думаю, смена власти в Ереване не приведёт к изменению отношений с Россией. Вернее, должна привести к улучшению, ибо большинство политических сил ориентированы на прочный союз с РФ. Заигрывания с другими политическими векторами показали: ни к чему хорошему это не приводит.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
В ходе двухмесячного конфликта погибли более 4 тыс. человек, включая мирных граждан, ранения получили около 8 тысяч, десятки тысяч жителей стали беженцами. Разрушена гражданская инфраструктура, многие культурные объекты.
При посредничестве российской миротворческой миссии и при участии Международного комитета Красного Креста проходит обмен телами военнослужащих, погибших в карабахском конфликте.
Армен Ватьян, обозреватель газеты «Новое время», Ереван, Армения