Издательству Даниловского монастыря в нынешнем году исполняется 20 лет. Сегодня у нас в гостях его директор Сергей ДУБИНКИН.
– Этому издательству 20 лет, а самой обители скоро 730, – говорит он. – Даниловский монастырь был возвращён Церкви в 1983 году, сейчас это событие обросло всяческими мифами… А на самом деле после Олимпийских игр в Москве ради поддержания имиджа СССР на закрытом заседании Политбюро было принято решение о создании «русского Ватикана». Когда Патриархия выбирала монастырь, стали думать: в Донском – музей, в Новоспасском – тоже сложно, а здесь был детский приёмник-распределитель, и его начальник сказал, что найдёт возможность перевести своё учреждение.
– Выглядит как совсем неслучайное совпадение…
– Да, этот монастырь когда-то был создан первым на Москве, и так промыслительно произошло, что первый на Москве он и открылся. Туда свозились многие святыни, люди приносили рукописи репрессированных подвижников благочестия, поэтому одной из задач было возрождение истории монастыря, а фактически истории России.
– Сколь значимой для истории была фигура святого Даниила Московского?
– Князь Даниил, собиратель земель русских, сын Александра Невского, – поначалу его судьба складывалась, как в сказке про младшего сына, которому в наследство досталось меньше всех. Но своим миролюбивым нравом преподобный Даниил привлёк многих. Постепенно Московское княжество начинает возвышаться, и своему сыну Ивану Даниловичу Калите он передаёт уже государство Московское.
– Сейчас бывает так, что под маркой благочестия выходят очень сомнительные издания, авторы которых толкуют Священное Писание, как хотят, и в итоге вредят и человеческим душам, и авторитету Церкви. Как с этим бороться?
– У нас с самого начала была цензура в хорошем смысле слова. И сейчас внимательно сверяем источники, тем более если автор пишет о современных проблемах. Издательский совет во главе с митрополитом Климентом и экспертная коллегия следят, чтобы книги сомнительного содержания не проходили.
Экспертная коллегия играет свою положительную роль, они публикуют список книг, не прошедших, и если они появляются на прилавке, то будут санкции. Сложности есть: теперь все книги должны выходить с номером Издательского совета, раньше сдавали прямо в типографию, а сейчас ждать приходится.
Вот, кстати, среди недавно вышедших изданий – книга волгоградского священника Алексия Плужникова «Иллюзии духовной жизни… Что мы ищем в вере?». В ней затрагиваются актуальные вопросы современной приходской жизни: причины интереса к псевдоправославным книгам; корни потребительского отношения к вере; желание получить от Бога не любовь и милость, а какие-то блага; ревность не по разуму, когда человек вместо исправления себя начинает «спасать» «недостаточно православных» ближних и Церковь. Почему мы верим шарлатанам и неумным книгам? Почему если заговорим о вере, то сразу начинаем запугивать собеседника? Почему фарисейски каемся в скушанном печенье, но поедом едим неверующих родных? Откуда появляется отношение к молитве как к заклинанию?..
– Как вы выбираете книги для публикации?
– Все книги выходят под духовным руководством архимандрита Алексия, наместника Данилова монастыря. Наш главный редактор Владимир Малягин – православный писатель и драматург. Принятие решения по многим книгам происходит соборно. Смотрим, есть ли книги по этой теме на православном рынке. Сложно выпускать книги маленьким тиражом, ведь у нас нет своей розничной сети, торгуем только оптом. Права на ошибку у нас нет. При этом у нас 30–40% книг некоммерческие, мы распространяем их там, где люди остро нуждаются в духовной помощи – в армии, больницах, тюрьмах. Нам важно, чтобы прочли и прислали честные рецензии, пусть даже ругательные.
Написав письмо министру юстиции Устинову, мы в 2008 году издали книгу «От сумы и тюрьмы». В ней собраны письма заключённых и тех, кто с ними работает. Дети из приёмника-распределителя рисуют ту жизнь, которой у них не было, или то, что их волнует. Ведь государство не объясняет, как жить. По ТВ показывают сериал «Бригада», что по мнению ГУИНов – инструкция, как создать бандформирование. Как бороться с сериалами и книгами, которые развращают подрастающее поколение, калечат неокрепшие души?
Церковь – фундамент нашего общества, последний форпост борьбы за чистоту и правду. Символ веры, эта, если можно так выразиться, конституция православия, не менялся уже более полутора тысяч лет, а сколько раз менялась Конституция нашей страны?.. Самые читаемые книги сейчас – сборники кроссвордов и уголовные романы. Поневоле вспомнишь клич римской черни: «Хлеба, вина и зрелищ!»
– А что вы печатаете про армию?
– У нас вышла книга «Наука побеждать». Это сборник, рассказывающий о различных проблемах современных Вооружённых сил России, о путях духовного преодоления трудностей. В ней собраны уникальные исторические факты о роли военного духовенства в армии Российской империи, исследуются проблемы современного полкового священства. Материалы книги легли в основу документального фильма «Батюшки особого назначения», который появился сразу после встречи президента Медведева с главами основных конфессий, где армии даны были указания о введении института военного духовенства, прерванного в России с 1917 года. Мы убеждены, что должны быть военные священники, а не приходящие, которых хороший командир пустит в часть, плохой скажет – «по уставу не положено».
– В больницах ваши книги принимают с пониманием?
– Да, хотя наблюдаем удивительные вещи. В крупное медицинское учреждение привозим книги – главврач говорит: впервые кто-то книги привёз. Люди идут на тяжёлые операции, на встречу с вечностью, а на всю палату – один потрёпанный детектив.
– Какие ещё проблемы вас особо волнуют в настоящее время?
– Проблемы семьи, детей и родителей. Вот книга Елизаветы Стариковой «Чего не знают родители», посвящённая переполненной искушениями жизни современной молодёжи. Есть и такая острая проблема, как внедрение ювенальной юстиции. Моральное насилие – повод, чтобы изъять детей из семьи, но критерий морального насилия настолько размыт, что под эту статью можно подвести что угодно. Ведь не может быть воспитания без каких-то ограничений. И что получается? Тебе сказали прочесть молитву, а ты не хотел… пропустил мультик, из-за того, что ходил с родителями в храм – и готово, родителей можно обвинить в насилии над личностью. У вас четверо детей, а квартира двухкомнатная – это невыносимые условия, мы у вас детей изымем. Закон о ювенальной юстиции, к счастью, не приняли, призыв Церкви и общественности был услышан. И наша книга «Родителей в отставку?», надеюсь, сыграла свою роль.
Беседовала