Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Церковь такая, что словно приснилась»

01 января 2007

МОСКОВСКИЙ    ВЕСТНИК

Восстановленная икона «Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными» на фасаде колокольни; Фото автораИстория редко доносит до потомков даты окончания строительства даже самых великих сооружений. Покровский собор стал исключением. 12 июля этого года минуло ровно 450 лет с того момента, как «букет» куполов взметнулся над Москвой, поражая её жителей необычностью архитектурной композиции. Центральная из вставших на едином основании церквей была освящена в честь Покрова Богородицы. Вот почему юбилейные торжества в Государственном Историческом музее и его филиале – Покровском соборе – в престольный праздник храма 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы) возобновились с новой силой.

Девять церквей на едином основании – такой архитектурной композиции мир не знал ни до, ни после – взметнулись на взлобье насыпного холма, на краю рва у самой бровки Москвы-реки. Поставленная рядом в XVII веке Тиунская изба сползла вниз, а собор Покрова Богородицы на Рву выстоял. Как выстоял он во множестве пожаров, зафиксированных не только на страницах летописи – на соборных стенах. Как выстоял в 1812 году, когда Наполеон за невозможностью прихватить архитектурное диво в Париж приказал взорвать его, да припустивший дождь погасил фитили. Как выстоял в 1917-м в боях за Кремль, после которых снег свободно падал на выложенные особым способом кирпичные полы святыни.

К юбилею музей подготовил постоянную экспозицию. Она начинается в причудливом лабиринте подклета храма, где можно увидеть подлинную кирпичную кладку стен времён Ивана IV и кусочек уникальной росписи века XVIII. По мнению реставраторов, тогда все стены собора были покрыты цветочными орнаментами, выполненными в тонкой технике – сухими красками, замешанными на осетровом клее. Фрагмент этой росписи в виде зондажа можно увидеть в восточном подцерковье.

Торжественное богослужение в честь 450-летия Покровского собора; РИА «Новости»Более 200 лет южный фасад колокольни украшал образ Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными – икона, написанная маслом на доске и помещённая в лепную полихромную раму в стиле барокко. Реставрация 2007 года показала: состояние иконы не позволяет вернуть её на историческое место. Святыню разместили в центральной церкви, на фасаде осталась лишь пустая рама. Когда в прошлом году были открыты иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля, работники ГИМа решили позаимствовать опыт предков и по подсказанному ими принципу заново воссоздать свою фасадную икону. С помощью сетки-рабицы отступили от стены колокольни, нанесли на неё штукатурный слой и современными акриловыми красками выполнили копию иконы, полностью повторяющую оригинал. Колокольне возвращён исторический облик, а собору – ещё один образ, связанный с его посвящением.

Елена ЛИТОВЧЕНКО

Обсудить в группе Telegram

Елена Литовченко

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS