История редко доносит до потомков даты окончания строительства даже самых великих сооружений. Покровский собор стал исключением. 12 июля этого года минуло ровно 450 лет с того момента, как «букет» куполов взметнулся над Москвой, поражая её жителей необычностью архитектурной композиции. Центральная из вставших на едином основании церквей была освящена в честь Покрова Богородицы. Вот почему юбилейные торжества в Государственном Историческом музее и его филиале – Покровском соборе – в престольный праздник храма 14 октября (Покров Пресвятой Богородицы) возобновились с новой силой.
Девять церквей на едином основании – такой архитектурной композиции мир не знал ни до, ни после – взметнулись на взлобье насыпного холма, на краю рва у самой бровки Москвы-реки. Поставленная рядом в XVII веке Тиунская изба сползла вниз, а собор Покрова Богородицы на Рву выстоял. Как выстоял он во множестве пожаров, зафиксированных не только на страницах летописи – на соборных стенах. Как выстоял в 1812 году, когда Наполеон за невозможностью прихватить архитектурное диво в Париж приказал взорвать его, да припустивший дождь погасил фитили. Как выстоял в 1917-м в боях за Кремль, после которых снег свободно падал на выложенные особым способом кирпичные полы святыни.
К юбилею музей подготовил постоянную экспозицию. Она начинается в причудливом лабиринте подклета храма, где можно увидеть подлинную кирпичную кладку стен времён Ивана IV и кусочек уникальной росписи века XVIII. По мнению реставраторов, тогда все стены собора были покрыты цветочными орнаментами, выполненными в тонкой технике – сухими красками, замешанными на осетровом клее. Фрагмент этой росписи в виде зондажа можно увидеть в восточном подцерковье.
Более 200 лет южный фасад колокольни украшал образ Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными – икона, написанная маслом на доске и помещённая в лепную полихромную раму в стиле барокко. Реставрация 2007 года показала: состояние иконы не позволяет вернуть её на историческое место. Святыню разместили в центральной церкви, на фасаде осталась лишь пустая рама. Когда в прошлом году были открыты иконы на Спасской и Никольской башнях Кремля, работники ГИМа решили позаимствовать опыт предков и по подсказанному ими принципу заново воссоздать свою фасадную икону. С помощью сетки-рабицы отступили от стены колокольни, нанесли на неё штукатурный слой и современными акриловыми красками выполнили копию иконы, полностью повторяющую оригинал. Колокольне возвращён исторический облик, а собору – ещё один образ, связанный с его посвящением.