Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тщательно отделанный папирус

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Нина ЧЕХОНАДСКАЯ 

В советское время в биографиях из серий ЖЗЛ или «Пламенные революционеры» очень любили выдумывать какого-нибудь мерзкого персонажа – чиновника или полицейского шпика и показывали героя его глазами и с его комментариями вроде «герр писатель всё пишет свою тарабарщину» или «а месье профессор всё возится со своими жучками». Почему-то этот тривиальный приём полюбился И. Васильевой и другим создателям фильма «Больше, чем любовь: Алексей и Валентина Лосевы», показанного недавно на канале «Культура». Рассказ о жизни русского философа наполовину ведётся от лица, одетого в шинель персонажа, с характерными «сталинскими» усами, то ли чекиста, то ли цензора, который голосом А. Филиппенко иронически комментирует письма Лосева к жене: «каждый день контора пишет, катавасия», «два года он душонку придерживал, писал жене из лагеря взвешенно, бодро»… А «наглая выходка гражданки Лосевой» – вообще явный плагиат: это же «наглое бесчинство бухгалтера Кукушкинда» из «Золотого телёнка».
Кстати, одному из авторов «Золотого телёнка» в последнее время на телевидении везёт. Илья Ильф и его супруга Мария Тарасенко стали героями другой передачи из цикла «Больше, чем любовь», а в прошлый вторник на канале «Культура» был показан документальный фильм «Прогулки с Ильфом», снятый к 110-летию со дня рождения писателя. Несколько меньше везёт Евгению Петрову: о нём то говорят в связи с его братом В. Катаевым (передача «Два брата»), то упоминают вскользь вместе с Ильфом. Конечно, фильм был посвящён одному Ильфу. Однако творческое содружество Ильфа и Петрова – случай совсем особый. Как-то, вспоминая о своей ссоре с Ильфом, Петров написал: «Разойтись мы не можем, погибнет писатель… Хорошо было бы погибнуть вместе во время какой-нибудь катастрофы». Но запись, сделанная Евгением Петровым после смерти Ильфа, – «Я почти схожу с ума от духовного одиночества» – показалась авторам интересной только в связи с тем, что в фильме Е. Осташенко «Ильф и Петров» её озвучил В. Высоцкий, фамилию которого тогда, в 1969-м, якобы запретили упоминать в титрах. Ильфу и Петрову пытались приписать некую оппозиционность – они «прекрасно понимали, в какой стране они живут», правда, при этом постоянно и беспрепятственно путешествовали по Европе и Америке; как это получалось – «загадка». Передачи об И. Ильфе и А.Ф. Лосеве шли подряд. Во время публикации «Золотого телёнка» Лосев трудился на строительстве Беломорканала и явно был чужим на этом празднике жизни…
«Неверие в собственные силы и огромная вера в силы друга», – говорил о себе
Е. Петров. О том, как писателю поверить в свои силы, рассказал А. Приставкин в передаче «В главной роли… у Юлиана Макарова»: «По своему невежеству начинаешь писать, потому что ты догадываешься, что что-то было, но всего ты не понимаешь, и что до тебя уже всё сказано, ты узнаёшь только тогда, когда ты уже очень прикоснулся и обратного движения нет». Маститый автор, по его словам, любит поощрять молодёжь с аналогичными устремлениями: «Я, например, когда набирал курс в Литературном институте… больше всего радовался и голосовал за тех, кто умел удивляться. Не тех, кто мастеровитый, это наберётся, и мастеровитыми обычно оказываются мальчики, хорошие мальчики из интеллигентных семей московских… а вот тех, кто по-детски всё воспринимает, как в первый раз. Это чувство, дай бог, писателю сохранить до… сейчас боюсь, что я не сохранил». Действительно, даже Стивен Кинг, который мог бы поспорить с Приставкиным в описании всяких ужасов, как-то сказал: «У большинства великих писателей на лице сохраняется детское выражение любопытства». А вот с мастеровитостью как-то странно получилось. Какая мастеровитость у поступающих на первый курс? Может быть, речь идёт просто об умении писать грамотно? В общем, хорошо, что Приставкин в своё время не оказался на месте Державина.
Передача «Большие» была посвящена теме библиотек. Несколько студентов и эксперт, профессор РГГУ Дмитрий Бак, пытались понять: что же нужно делать, чтобы люди шли в библиотеки читать? Ребят просили предлагать самые сказочные проекты; при этом ведущие и участники передачи порой забывали упомянуть, что многие мечты уже осуществимы в крупных библиотеках. Одна девушка робко заметила: «В Советском Союзе была такая услуга, что можно было заказать книгу и если эта книга есть в Советском Союзе, то она вам будет доставлена…» Девушке напомнили, что это называлось (и до сих пор называется) МБА, межбиблиотечный абонемент; правда, услуга эта платная, и сейчас цены на неё отнюдь не студенческие. Существует электронный заказ книг из библиотеки, о котором мечтали многие участники передачи – и стоит это тоже недёшево (очевидно, библиотеки вынуждены зарабатывать деньги). Правда, цены, как уверял Д. Бак, будут падать. Но почему они должны упасть, если библиотека здесь – монополист и диктует цены на копирование своих материалов?…
Эксперту показалось смешным утверждение, что ребёнку необходимо общение со старыми книгами: точно так же, дескать, в Древнем Египте могли говорить, что «ребёнку необходимо общение с тщательно отделанным папирусом». С папирусами учёные до сих пор общаются с удовольствием. Иногда они содержат более интересные и правдивые сведения о своей эпохе, чем современные электронные СМИ – о нашей...

Обсудить в группе Telegram

Нина Чехонадская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS