Оксана Тимашева. Треугольник: История, семиотика, литература. – М.: Пробел-2000, 2022. – 292 с.
Оксана Тимашева несколько десятков лет посвятила преподаванию, сосредоточив свою академическую деятельность на романской филологии и семиотике. Тимашева может похвастаться впечатляющей библиографией, но «Треугольник» в ней будто бы стоит особняком: это сборник, в который «включены статьи на темы, представляющие личные увлечения автора».
Подзаголовок книги «История, семиотика, литература» точно передаёт её структуру: оглавление поделено на три части. За историю отвечает Наполеон, за семиотику – Ролан Барт, а литература будет встречаться повсеместно, но собственный раздел получит только современная. «Сборник» в данном случае подразумевает под собой собрание научных статей, но профессия автора даёт о себе знать – в итоге получился скорее цикл лекций, рассчитанный на достаточно образованного читателя.
Несмотря на кажущуюся строгость заявленных тем, эрудиция автора не позволяет повествованию ограничиться ими. Так, рассказывая о научном кругозоре Ролана Барта, автор не просто даёт характеристику ключевым персоналиям вроде Жюля Мишле и Фердинанда де Соссюра, но и как бы походя, а вместе с тем очень элегантно раскрывает ключевые понятия семиологии и исчерпывающе объясняет отличие структурализма от постструктурализма. Семиотика – не та тема, о которой можно рассказать простыми словами, но Тимашева очень старается держаться той линии, что отделяет науку для широкого круга читателей от науки для академиков. Объём у книги небольшой, автор избегает пространных рассуждений и в целом не слишком часто позволяет личному отношению к вопросу просочиться в текст, хотя порой делает короткие и поэтичные ремарки. Например, рассуждая о «боязни» Роланом Бартом поэзии как области незыблемого, Тимашева пишет: «Его мысль живёт как бы на острие ножа, с которого можно сорваться и уйти в ту или другую сторону, а вот незыблемое – это большая трудность. Её-то он и боится, ведь поэзия – дочь воображения».
Помимо любителей истории и литературы «Треугольник» однозначно сочтут интересным чтением лингвисты. Дискурсивный анализ – тема, определённо вызывающая у автора живой отклик.
Наиболее ориентированной на широкую публику вышла последняя часть книги, объединившая статьи о современной литературе, в том числе бельгийской, на которой специализируется сама Оксана Тимашева. В этом отношении глава об Амели Нотомб – «истинно фантазирующей писательнице, сумевшей соединить свои незыблемые представления о всеведущем Западе с восточной реальностью» – обрела какое-то особое, почти личное звучание.
Бесспорно, Оксана Тимашева – талантливый исследователь. Но, что куда важнее далёкому от науки читателю, она – талантливый учитель. И второе определяет ценность её книги не меньше первого.
София Шпитонкова