В конце июня американское информационное агентство Блумберг опубликовало статью о динамике цен на сырьевые ресурсы. Основывал автор свой прогноз на теории суперциклов, разработанной советским экономистом Николаем Кондратьевым. Более ста лет назад Николай Дмитриевич предсказал Великую депрессию, а в середине двадцатых годов прошлого века сформулировал гипотезу о зависимости военных конфликтов от движения длинных волн в экономике.
Николай Дмитриевич Кондратьев впервые сформулировал идею «длинных волн» в экономике в книге «Мировое хозяйство и его конъюнктуры во время и после войны», опубликованной в 1922 году. Исследование в этой книге инфляции, ряда других проблем и даже само название свидетельствуют о её актуальности.
Цели и задачи, поставленные сегодня руководством России, включают в том числе приоритетное развитие российских научных школ. В этой связи логично вспомнить, что одним из самых известных за рубежом русских учёных-экономистов является Кондратьев, причём во многом в силу своей самобытности. Упрощённо его гипотезу применительно к сегодняшнему миру можно сформулировать следующим образом – турбулентный период в экономике, т.е. период особенно глубоких кризисов, может длиться около двадцати лет (понижательная волна), но затем наступает примерно двадцатилетний период более стабильного роста экономики и внешнеэкономических связей (повышательная волна). По сути, это означает примерно сорокалетний исторический цикл (сам Кондратьев использовал несколько более широкий интервал – от сорока до шестидесяти лет).
Современная гипотеза о наличии исторической цикличности длительностью около 40 лет в экономике и геополитике (в упрощённой форме)
Аналогичный цикл, по мнению Н. Кондратьева, гипотетически существует и в сфере геополитических обострений, интенсивные волны которых повторяются примерно каждые сорок – шестьдесят лет (согласно современным трактовкам – каждые сорок лет).
С одной стороны, рассуждения о циклическом повторении истории носят крайне условный и упрощённый характер и недоучитывают исторические случайности и совпадения. С другой стороны, эти рассуждения ещё раз иллюстрируют, что происходящим на нынешнем этапе трансформациям в сфере экономики, внешнеэкономических связей и внешней политики России порой даются поверхностные интерпретации – в особенности на Западе, где преувеличивается роль российского президента В. Путина в этих трансформациях. Не всегда учитывается, что за субьективными факторами, лежащими на поверхности, скрываются объективные процессы, в т.ч. коренная болезненная перестройка многих несущих конструкций, происходящая примерно один раз в сорок лет.
В нашей стране подходы Н. Кондратьева получили своё развитие, в частности, в работах академиков Л. Абалкина, А. Акаева, С. Глазьева, Р. Гринберга, Д. Львова, В. Маевского, В. Садовничего, В. Полтеровича и многих других учёных. Например, с учётом подходов Н. Кондратьева, академик А. Акаев ещё в 2009 году рассчитал, что устойчивый подьём мировой экономики начнётся лишь около 2025 г.
Похоже, что эти подходы на основе идей Н. Кондратьева оправдываются, в отличие от ориентиров, сделанных с использованием зарубежных прогнозов, построенных путём простой экстраполяции. Эти прогнозы предполагали, что сразу после экономического кризиса 2020 г. произойдёт быстрый выход многих развитых стран, в т.ч. европейских, на траекторию достаточно благополучного экономического роста. В действительности, экономика Европы несёт потери из-за новых антироссийских санкций и других факторов. Весь мир страдает из-за различных геополитических обострений и конфликтов, экономической фрагментации и т.д.
Общая нестабильность, активно проявившаяся во время мирового финансово-экономического кризиса, разразившегося в 2008–2009 годах, в известном смысле сохраняется пятнадцать лет, иногда несколько снижаясь, но в определённые периоды снова усиливаясь из-за пандемии коронавируса, новых витков турбулентности на сырьевых, финансовых, валютных рынках и других факторов. Во многих странах действовавшие в условиях более благоприятной и стабильной экономической и политической конъюнктуры механизмы оказались нарушенными.
Ситуация в России в определённой мере отражает мировые тренды. От них мы стали сильно зависеть в силу высокой открытости экономики, которая формировалась начиная с девяностых годов прошлого столетия. Кстати, тезис о необходимости интеграции России в мировую экономику нередко ошибочно понимался как интеграция в экономику Запада, причём в качестве страны «периферийного капитализма», на невыгодных условиях. Отсуствовали географическая и отраслевая диверсификация внешнеэкономических отношений РФ. Недостаточно развивались связи с Азией, Африкой, Латинской Америкой. Многие российские учёные уже давно выступают против этой формы интеграции в мировую экономику, однако их мнение не учитывается.
В условиях происходящих глубоких обострений в отношениях Запада и России надо приблизить к реалиям сегодняшнего дня отечественные учебные курсы по теориям мировой экономики и политики, порой в излишне благоприятной (точнее – утопической) форме представляющие роль западных стран. Так, логично было бы дополнить преподавание теорем западного мейнстрима (А. Смита, Д. Рикардо, Э. Хекшера, Б. Олина, П. Самуэльсона и других) их существенным критическим анализом, а также изучением работ экономистов, в т.ч. отечественных, развивавших альтернативные подходы. При этом важно продолжать научное изучение проблематики кондратьевских волн, которые, вероятно, сегодня существуют в новых формах, т.к. мир за сто лет, разумеется, сильно изменился. Это изучение необходимо для более глубокого понимания и прогнозирования экономической жизни России, ЕС, а также других стран и регионов.
Необходимо формирование неокондратьевской школы, по-новому использующей идеи великого русского учёного. С учётом гипотезы о кондратьевских волнах на мировых фондовых, валютных и иных рынках в краткосрочной и среднесрочной перспективе, вероятно, вновь и вновь будут возникать новые волны повышенной турбулентности. Тем не менее, исходя из законов циклического развития (в том числе гипотетического хода длинных кондратьевских волн), со временем произойдут ослабление геополитической напряжённости и переход экономики России и многих других стран к устойчивому экономическому росту, что позволяет, несмотря на нынешние трудности, смотреть в будущее с оптимизмом. Как и наша повседневная жизнь, экономика и геополитика в определённой мере «вроде зебры», т.е. в какой-то мере за чёрной полосой со временем приходит белая!
Виктор Татузов, старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доктор экономики (PhD) Сорбонны
«ЛГ»-ДОСЬЕ
Кондратьев Николай Дмитриевич, основопожник теории экономических циклов.
Родился 4 марта 1892 года в Костромской губернии в многодетной крестьянской семье. После церковно-приходской школы поступает в церковно-учительскую семинарию, где знакомится с Питиримом Сорокиным, впоследствии всемирно известным социологом. Оба вступают в партию эсеров и оба за революционную деятельность из семинарии были исключены и отправлены на несколько месяцев под арест.
После освобождения Кондратьев переезжает в Петербург, где оканчивает общеобразовательные курсы и, получив аттест, поступает на экономическое отделение университета. В 1915 году выпускается из университета с дипломом первой степени и публикует свою первую монографию. В возрасте 25 лет назначается товарищем (заместителем) министра продовольствия во Временном правительстве Керенского. После Октябрьской революции перебирается в Москву, где совмещает работу экономистом с преподавательской деятельностью в Петровской (ныне Тимирязевской) сельхозакадемии.
В 1924 году его вместе с женой отпускают за границу для изучения экономического опыта буржуазных стран. В США он встречается с Питиримом Сорокиным, который предлагает ему остаться в Америке, но Николай Дмитриевич отказывается. А в 1927 году Кондратьева отстраняют от должности главы созданного по его инициативе Конъюнктурного института за критику государственной политики и ещё через три года обвиняют в неприятии коллективизации и пособничестве кулакам, арестовывают и после нескольких лет заключения в 1938 году приговаривают к расстрелу. Реабилитирован посмертно в 1963 году.