Старинные марионетки пускались в пляс, распахивал крылья волшебный Пегас и творил чудеса маленький мим. Световые проекции на причудливой конструкции из 12-метровых кубов растворялись в лазерных этюдах, огненное шоу плавно сменяли фонтаны, струи воды которых били вверх более чем на 50 метров. А под занавес зрителей ждал 15-минутный эффектный фейерверк.
Вот таким построенным на иллюзиях и необычных образах мистическим мультимедийным представлением открывался на Гребном канале в Крылатском «Круг света» – один из самых популярных у горожан и туристов фестивалей Москвы. Все восемь лет его существования организаторы, авторы видеопроекций, художники по свету и дизайнеры не перестают удивлять публику новыми шоу и всё более грандиозными творческими решениями. Нынешний год исключением не стал. Пять незабываемых вечеров, наполненных яркими световыми перформансами, продемонстрировали, что интерес к «Кругу света» продолжает расти.
Гребной канал оказался в этом году главной площадкой «Круга света». Именно здесь состоялись главные спектакли, в том числе уникальное 40-минутное шоу японской пиротехники, срежиссированное в духе классических театральных представлений Японии (как известно, именно её год сейчас проходит в России). Каждый короткий рассказ о древних традициях Страны восходящего солнца завершался под восторженные возгласы зрителей гигантским фейерверком.
Пока в Крылатском царствовал Восток, на Театральной площади бушевали страсти по Спартаку. Здания Большого, Малого театров и РАМТ превратились в 270-градусную панорамную проекцию, где демонстрировалась история борьбы героя за свободу и духовное освобождение. Световые новеллы о гладиаторе Спартаке и одноименный балет на музыку Арама Хачатуряна воспринимались на ура. Вдобавок публике показали два успешных прошлогодних представления – «Небесную механику» и «Неподвластное время».
В «Круге света» по традиции оказались задействованы туристические «жемчужины» столицы: Коломенское и Царицыно. Парк первого заповедника превратился в волшебное пространство, населённое сказочными персонажами. Там, проецируясь на здание музея и кроны деревьев, появлялись растения с золотыми плодами, карета с Золушкой, как и полагается, превращалась в тыкву, а Оле Лукойе погружал очевидцев в цветные сны. В Царицыне, напротив, царила атмосфера кибернетического будущего: в парке появлялись необычные конструкции-порталы в завтрашний мир, хитроумно созданный из светодиодных трубок. На самом деле это были инсталляции с использованием технологии «дополненной реальности». А на экранах мобильных устройств можно было обнаружить возможных обитателей экосистем будущего. В целом получился аудиовизуальный спектакль об утопическом мире будущего, где природа и технологии вполне гармонично сосуществуют.
Впервые принял участие в световом фестивале Музей Победы. Его полукруглый фасад превратился в панорамный экран для архитектурной проекции. Световые фильмы вполне соответствовали тематике музея и были посвящены военному прошлому страны, истории России и Москвы и отдельно – советским инженерам-конструкторам, создававшим военную технику, блестяще показавшую себя на полях сражений Великой Отечественной.
Московские световые шоу получают всё большее международное признание – в этом году в них приняли участие команды из 36 стран. Уже упомянутый «Карнавал света», ставший стартовым и финальным представлением фестиваля, попал в Книгу рекордов Гиннесса за самое большое число одновременно зажжённых горелок (162) и самую большую проекцию на водную поверхность (3099,24 кв. м). Ранее московские световые шоу уже попадали в гиннессовскую табель о рангах в номинациях «Самая большая видеопроекция» и «Самая большая мощность светового потока при проецировании изображения». И наконец, самый солидный показатель: с 21 по 25 сентября фестиваль посетило более 4 миллионов москвичей и гостей столицы.
Зрительский интерес – цифра, говорящая не только о тематическом успехе. «Круг света» так же, как и другие масштабные фестивали, такие, как «Путешествие в Рождество», «Времена и эпохи», постепенно стал серьёзным имиджевым проектом, приносящими вполне реальные деньги, которые московское правительство потом тратит на важнейшие городские и социальные программы. А всё увеличивающийся интерес туристов помогает столице не только благоустраивать город, создавая максимально комфортные условия, в том числе и для пребывания гостей, но и становится ощутимым источником дополнительных средств в бюджет.
Виталий Веселовский
ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА
Мэр Москвы Сергей Собянин
о фестивале «Круг света»:
– Ежегодно он собирает лучших мастеров света из десятков стран. Москвичи полюбили фестиваль за искусство на грани фантастики, за уникальные представления и потрясающие эмоции, за невероятные путешествия во времени и пространстве.
Обычно по поводу таких шоу задают вопрос: за какие деньги праздник?
Город вложил 300 млн., инвесторы ещё 700. По оценкам, в период фестиваля дополнительный оборот – порядка 5,2 млрд. рублей (расходы посетителей и дополнительно привлечённых туристов), вклад в бюджет Москвы – больше 500 млн. рублей.
Но самое главное – красота и добро, которые дарит фестиваль. Мы расстались с ним, как с хорошим другом, и вновь встретимся в 2019 году.
Москва – прекрасный, но северный город. А северным городам больше всего не хватает света. Именно поэтому мы на протяжении восьми лет делаем нашу любимую столицу светлее и ярче.
Мы добавили света и уюта в жилых микрорайонах, оборудовав дополнительным наружным освещением 20 тысяч дворов, детских и спортивных площадок, территорий детских садов и школ. Украсили художественной подсветкой 2 тысячи домов и других строений. Каждую зиму улицы и площади города озаряются миллионами огней. А необыкновенно красочная праздничная иллюминация стала визитной карточкой новогодней российской столицы.