В выставочном зале Союза художников России завершается выставка жостовской декоративной росписи «Огонь столепестковой розы».
Цветы, пожалуй, одно из самых хрупких чудес матери-природы. И цветут недолго, и особого ухода требуют, и не ко всякому климату привыкают. А так хочется сохранить эту красоту подольше. Не потому ли человек издревле рисовал цветы везде где только можно – на сундуках да прялках, на платках да шалях, на посуде… На металлических подносах, к примеру. Во всяком случае, жостовские мастера убеждены – в каждом доме должен быть хоть один букет, который никогда не засохнет, не увянет.
Впрочем, начиналось всё в Жостове и окрестных сёлах вовсе не с подносов, а с расписных лаковых шкатулочек-табакерочек из папье-маше. В 1825 году открыли своё заведение братья Вишняковы, вот с тех пор и ведётся официальная история жостовского промысла. Хотя на самом-то деле промысел этот с конца XVIII века существовал. Но недаром следующий, XIX, веком железа окрестили: перешли и жостовские мастера на более ходовой товар – металлические подносы, поддоны да сухарницы.
Визитная карточка Жостова – невиданной красоты букет на чёрном фоне. Вроде и цветы узнаёшь – это розы, это ландыши, а то – георгины. И всё равно кажется, что в природе таких волшебных цветов не бывает. Глядишь, а они будто горят своим собственным внутренним светом. А всё потому, что жостовские мастера секрет знают: в несколько слоёв краски кладут, хитрым способом каждый слой сушат, затем лаком особым поднос покрывают. Думаешь, ну как на эдакую-то красоту ещё ставить что-то. А ведь в былые времена без жостовских подносов ни один уважающий себя московский трактир не обходился. Да только ли московский!
Это сегодня жостовский поднос никто бытовым предметом не считает. Интерьеры в русском стиле ими украшают, иностранным партнёрам в качестве сувениров дарят. Их даже подделывать пытаются: «почерка» ведущих мастеров промысла копировать пробуют. А безделушки-то ведь не подделывают. Резону нет!
Идёшь по выставке, любуешься и думаешь: вот тебе и эликсир хорошего настроения. Самые стойкие восьмимартовские букеты уже завяли. А такой любую весеннюю депрессию одолеет. И ничего ему не сделается…