Образ Востока чрезвычайно важен для европейской и русской культуры. Прежде всего веками Восток казался европейцам таинственным краем, полным богатств, роскоши, невиданных красот. Оттуда везли в северные края пряности, шёлк, искусные изделия ремесленников. Восток ассоциировался с многоцветьем, пестротой шумных городов и базаров – и с негой и покоем прохладных дворцов, изукрашенных орнаментом, тенистыми садами, восходившими к образу садов легендарной Семирамиды; с фантастическими событиями, причудливыми явлениями, сказочными животными – наподобие птицы Гаруды, слона Айраваты, с прихотливостью и сладостностью сказок Шахерезады.
Позже возникает в Европе и подражание Востоку – стили «китайщина» и «туретчина» в эпоху рококо, ориентализм ХIХ в., когда в эпоху эклектики комнаты украшались коврами с развешанными на них ятаганами, обставлялись низкими диванами с подушками. И, конечно, со времён «Хождения за три моря» великого русского купца и путешественника Афанасия Никитина русским людям была интересна тема далёкого, ароматного и пряного Востока.
Помимо традиционных садово-парковых инсталляций участников-конкурсантов, «Императорские сады-2015» предложили многочисленным посетителям (очередь к кассам стояла каждый день!) тематические программы. Ежедневно устраивались дни, посвящённые разным краям колоссальной по географическому и культурно-историческому охвату Евразии: дни Японии, Китая, Кореи, Индии, Ирана, Закавказья, Италии, наконец, День России и её народов. Были выступления этнографических ансамблей, танцоров, музыкантов, мастер-классы – по оригами, игре в го, каллиграфии, миниатюре, по боевым искусствам и даже по кулинарии (например, всех желающих угощали корейским аналогом роллов – кимпап). Можно было узнать, как правильно надевать кимоно или обёртываться в сари, облачиться в красочные корейские платья ханбок, напоминающие русский сарафан. Желающие познавали изысканные ритуалы чайных церемоний или могли послушать лекции на самые разные темы – от истории до секретов ландшафтного дизайна. Но главной радостью для глаз были, конечно, сами композиции из цветов и фигур, которым придавали «ориентальный» оттенок: шатры, верблюды, слоны, ковры-самолёты, сотворённые из разных материалов, из растений, тканей, дерева, даже из керамических плиток.
Вот парящий в воздухе ковёр-самолёт – клумба, но приподнявшаяся над травой, а на ней сидит «человек» в восточном костюме. Вот верблюд, голова и половина туловища – это скульптура, а дальше – плитки, вода и даже маленькая пагода, всё вместе так и называется – Великий шёлковый путь. А вот изящные боскеты, обрамляющие бюст Екатерины Великой – композиция «Царские сны» Эрмитажа. Арт-группа «Четыре стихии», традиционно участвующая в «Императорских садах России», представила свой вариант «Семи слонов» – деревянные фигурки с расписными боками, которые одновременно были и скульптурами, и поливалками, и фонтанами-шутихами: хоботы служили шлангами, и дети с восторгами поливали траву и деревья.
12 июня на «Императорских садах» было празднование Дня России, а 14-го, в завершение фестиваля, – Дня Италии. Таким образом две страны, наследницы византийской и античной культуры, испытавшие влияние Востока во всём его многообразии, торговавшие и воевавшие на морских и сухопутных путях Евразии, завершили это грандиозное празднество этнокультур и садово-паркового искусства.