Перейти к содержанию
  Понедельник 02 октября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Статьи    01 января 2007 г.
Литература

Цыганке нечего плясать

Яковлев Александр Яковлев Александр — 01 января 2007

ЛИТПРОЗЕКТОР

Почти сто лет назад, в июле 1909-го, в стихотворении «Утро в Москве» Александр Блок утверждал:

Упоительно встать в ранний час,
Лёгкий след на песке увидать.
Упоительно вспомнить тебя,
Что со мною ты, прелесть моя.

А вот московское утро обычного нашего отечественного трендсеттера из романа «Пустота»: «Душевая кабина — функция «массаж + пар», в CD-проигрывателе стонет Эйми Вайнхаус. Джойнт с убойной гидропоникой, таблетка супрадина красит минеральную воду в ядовито-жёлтый, гардеробная, тёмные очки, чёрная одежда, йогурт, кофе, на экране Euronews без звука, ещё джойнт, ещё кофе, ещё одна песенка лондонской оторвы».

А вот появляется и не менее отечественная возлюбленная нашего трендсеттера, «прелесть его»: «Кристина приезжает в начале первого и выглядит сногсшибательно, просто умопомрачительно и в то же время интеллигентно, монохром в одежде и почти без косметики, такой абсолютно natural look, в этом светло-сером классическом тренче и очень узких джинсах из серого же денима».

Впрочем, единственной «прелестью» герой не ограничивается: «Дело в том, что я никогда не добивался женщин, они просто появлялись, как я уже говорил, из ниоткуда, возможно, очарованные моей харизмой…»

И слегка-слегка, ну самую малость абсценной лексики. Не ради эпатажа, боже упаси, а так, ради ощущения перчика в унылых буднях.

Надо ли переводить на язык отечественных осин, что трендсеттер – это законодатель мод? Всего-навсего. А «джойнт с убойной гидропоникой» –  сигарета с наркотикосодержащей травой? Кто знает про «гидропонику», тот, увы, знает. Кто не знает – и не советую.

Спросили как-то Владимира Спектра бесчувственные журналюги: «Вам не надоело писать о мире гламура?»

И ответил с сокрушённым сердцем «генеральный байер бутиков FIRMA и культовый писатель глянцевой тусовки»: «Если бы я был, например, прорабом, то я бы написал о стройке. Если бы работал в троллейбусном депо, написал бы о жизни водителей троллейбусов. Но так сложилась моя жизнь, что я живу именно в мире гламура, поэтому и героев своих помещаю в него же. Я просто не знаю другой жизни. Я мог бы, конечно, стать фантастом и выдумывать другие миры, но я люблю, чтобы весь антураж был реальный».

Ну лапочка же! Такое простодушие и лукавство одновременно подкупают. Жизни он действительно не знает. Где это видано в современной литературе –  произведения о стройке или о водителях троллейбусов? Нет, может быть, у кого-то в столе они (таковые произведения) и лежат. Всякое бывает. Тем более в несусветную жару. Но чтобы хоть одно издательство ими заинтересовалось, даже при аномальных погодных условиях, сильно сомневаюсь.

А заинтересовались они «Пустотой». В аннотации, в которой нам обещают, что «обыденная жизнь превращается в фильм ужасов». Она действительно превращается, но для этого надо одолеть три четверти романа. Да и превращается не в фильм ужасов, а в некую попытку заставить нас поверить. Поскольку об «ужасных» преступлениях говорится вскользь. Как совершены злодейства, нас не информируют, предлагая поверить на слово. Да и то сказать, в этом гламурном мире –  умер-шмумер, лишь бы был здоров!

«Просто слишком много кокаина. Просто нужно выровняться алкоголем. В этом мире вообще всё просто», –  считает главный герой Север. То ли имя у него такое, то ли кличка. Об этом автор также умалчивает. Зато охотно перечисляет модные заведения, в которых герой бывает, названия напитков, наркотиков, модных шмоток, машин и т.д., то есть настойчиво вводит в мир гламура. Начинаешь подозревать, что тебя просто-напросто «разводят на бабло», откровенно втюхивая рекламу.

Повторяю, эта байда с переодеванием и переездами героя из одного кабака в другой и с пустыми разговорами с завсегдатаями баров тянется три четверти романа, прежде чем доходишь до каких-то сюжетных поворотов. Да ведь по профессиональной необходимости доходишь! Хотя уже странице на десятой «Пустоты» начинаешь скучать и даже раздражаться, как при прослушивании заезженной и потому всё время повторяющейся пластинки. В конце концов если читатель заинтересован во всей этой гламурной информации, то он просто возьмёт и откроет соответствующий журнал или зайдёт на нужный сайт. Если нет –  то и читать не будет. Ведь, кроме всей этой парфюмерно-наркотической требухи и осознания главным героем, что жизнь его – пустота, познавать в романе нечего.

Ничего не может дать читателю не только герой, но и автор. До того Владимир Спектр не знает жизнь, что путает слова «командированные» и «командировочные». Хотя не без надменности и признаёт в одном из интервью: «Но с другой стороны, это прекрасно, что людей, наделённых светлым умом и высокими душевными качествами, немного. Хоть какая-то каста избранных существует. Кто-то смотрит комиксы, а кто-то читает Достоевского, и это нормально». Надеюсь, вы понимаете, что «генеральный байер бутиков FIRMA и культовый писатель глянцевой тусовки» комиксов не смотрит. Он смотрит на нас с обложки собственного творения. И романы пишет… Для тех, кто жизнь не знает. Поскольку видит её из окна модного автомобиля или ресторана. Или сквозь наркотический туман.

А ровно сто лет назад, уже в июле 1910 года, в стихотворении «Когда-то гордый и надменный…» Александр Блок просил «смиренно»:

«Спляши, цыганка,
жизнь мою».

В «Пустоте» и плясать нечего.

Александр ЯКОВЛЕВ

Владимир Спектр. Пустота: Роман. – М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. – 350 [2] с.

Александр Яковлев


Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

В режиме реального времени

01.10.2023

«ЛГ»-рейтинг

30.09.2023

Укрыться от осеннего дождя

29.09.2023

Как рождались сказки?

29.09.2023

Наши вышли на связь

29.09.2023

Путешествия шеститомника

1961 голосов

Голос совести

1468 голосов

Русская поэзия обязана провинции

1346 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Бедный, бедный Уильям

902 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Сериал Утрата Писатели Век
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты