Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 января 2014 г.
Библиосфера

Цыганское «спасибо», или «В лучших традициях»

15 января 2014

Сергей Каледин. Чёрно-белое кино: Рассказы. – М.: АСТ: Corpus, 2013. – 336 с. – 3000 экз.

Сергей Каледин прославился в конце 80-х повестями «Стройбат» и «Смиренное кладбище», после чего особенно не настыр­ничал, жил тихо, неброско и, когда недавно стало известно, что у него выходит новая книга, заинтриговал всех этим до невозможности. (Особенно тех, кто не имеет странной привычки читать журнал «Огонёк».)

Что же это за книга, для которой человек 30 лет кору наращивал, прищур копил? А не выскочит ли оттуда, из-за Можая, из-за дачного забора, новый Сэлинджер, да и… (Строго говоря, непонятно, что делают сэлинджеры, когда выскакивают.)

Но нет. История эта закончилась хорошо, напомнив известный анекдот о Гоголе – как того с нетерпением ждали на званом литературном обеде, полагая, что солнце русской словесности скажет что-то особенное, а Гоголь съел, нахохлившись, тарелку гречневой каши, поблагодарил и ушёл.

30 лет молчавший автор «Стройбата» и «Смиренного кладбища» тоже сделал только то, что обычно делают на обедах. Он состарился на 30 лет и может теперь с полным правом состарившегося на 30 лет человека говорить: «Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была». Ну, то есть футболист играет всё так же хорошо, но на 30 лет медленнее бегает.

Книжка эта – собрание портретов и жизнеописаний соседей автора по садовому товариществу, где он проживает с 1991 года, плюс – некоторых избранных членов его семьи. (Не знаю, правильно ли будет назвать «родственниками» тёщ, в чьей тени безнадёжно теряются прилагаемые к ним по закону жёны.)

Каледин, как и 30 лет назад, исследует экзистенциальное пограничье жизни, справедливо полагая, что если не смысл, то какая-нибудь неожиданная многозначительная красивость из такой доброй традиции обязательно выковыряется.

Прежде это была полная экстремальных тягот и лишений служба в армии, жизнь и работа среди представителей дна и богемы, в этот раз (на 30 лет медленнее) просто неспешная дачная жизнь среди товарищей по садовому товариществу – «маленькой России», в которой калединский герой самостоит от интеллигенции.

Его герой – точёный, гуманный, чуткий, самоироничный, с тактично не выпирающими культурными запросами (только вот с семитством ничего не поделать: торчит, проклятое, как умище из того дворника, похожего на Карла Маркса) – живёт среди простых, крупнорубленых, тоже нередко чутких и гуманных, но как-то по-своему, по-другому, о которых давно было сказано: «…на лицо ужасные, добрые внутри». Обычно – глубоко внутри.

Они, конечно, славные парни, но человеческое измерение им всё же придаёт именно присутствие среди них калединского героя. Именно он в самый последний момент обязательно сделает или скажет что-нибудь такое, отчего вся сцена «русской жизни» так и взыграет гуманистическими красками. Например, когда на поминках по старухе все давным-давно забудут, с чего пить-то начали, и только старухин внук, великовозрастный даун, доживший благодаря бабке до своего великого возраста, вдруг заплачет, – автор возьмёт да и добавит: «как человек».

И как-то объёмно сделается от этого «как» на душе.

Каледин тут с ними, как Миклухо-Маклай. Как дон Румата. Трудно ему… Вон, яму для помойки на всё товарищество сам своими руками выкопал (мужичок, для сей цели предназначенный, как раз что-то там удачно украл-продал и в водке не нуждался, а что СНТ без новой ямы оштрафуют, на это всем, кроме дона Руматы, плевать).

Он, кстати, не столько интеллигент, сколько аристократ. То есть интеллигент, но родовитый. Эта родовитость неоднократно им подчёркивается: папа – внучатый племянник врача самого Толстого, третья жена – поэтесса Татьяна Бек, вторая тёща – бабушка феминистки Маши Гессен, кто-то там ещё – кто-то ещё, и т.д., и т.д. Но с народом он – как простой. И народ его принимает, подпускает к себе.

Кажется, калединский герой чуть-чуть этим гордится. Когда, с хрустом ломая пьяными телами кусты малины, на его участке дерутся, он думает не без гордости: «Зато у нас дышала почва и судьба, а у них – хрен ночевал».

Да ему и есть чем гордиться. Вот та же старушка, помирая, кошечку попросила, чтобы положили на грудь. Опять-таки кто единственный расслышал про кошечку? Писатель Серёга.

Конечно, ему с ними непросто. Пьют, ругаются, дерутся, воруют, корчатся и хрюкают. Но тем пронзительнее, тем острее проблески человечинки в этих людях. Эти неожиданные «как человек»…

Вторая половина книжки – о родственниках и знакомых, то есть уже о людях приличных, преимущественно переводчиках и книжных редакторах, сплошь евреях, поляках да финнах. У них в жизни если и случались какие уродства, то не по их вине, а по вине государства, их мучившего.

Пишется о них по-другому. В некоторых рассказах («Ингерманладка», «Аллея Руж», «Родные, прощайтесь») автор восходит до трифоновских высот. Ну как если бы Трифонов писал довлатовщинку.

Талант благодарно отзывается на любовь к предмету, почва и судьба действительно начинают дышать. Но что удивительно: самый слабый, неинтересный и необязательный рассказ – о сыне. Может, отцовское перо сковано бережным к нему отношением. А может (гипотеза) семейные узы для калединского героя – тоже экзистенциальное пограничье, такая же экзотика, как и народ, с которым автор с удовольствием пьёт, разговаривает и ездит в Чувашию. Всякие узы – маленькая смерть. Чем они теснее, тем она больше.

Но это слишком тонкая материя для такой статьи, как наша. Подумаем лучше вот о чём. Как бы написал эту книжку мой любимый (всё под ним чищу: и себя, и ботинки, и рыбу) Василий Макарович Шукшин?

Пожалуй, уродства у него вышли бы не такими уродскими (оно всегда так получается, когда смотришь не снаружи уродства, а изнутри) и в героях вышло бы побольше не человечинки, а души. Не «как человек», а «тоже». Там, где у Каледина самоирония и мужественный, помогающий преодолевать жизненные несовершенства юмор, у Шукшина были бы жалость и сочувствие. Можно в виде сентиментальности (вспомним знаменитое бодание с берёзками из «Калины красной»). Как ирония – плохая, но замена юмору, так и сентиментальность – замена жалости и сочувствию.

Но это всё в «дачной» части. А вот смог бы Шукшин так же написать о «редакторах», не знаю, не уверен. Не уверен даже, что он стал бы пытаться. Хоть и жил среди них не меньше, чем Каледин «среди народа». А вот подробно, детально, реалистично не описал. Больше мимоходом или обобщённо. Почему-то не брался он это вблизи «исследовать».

А у писателей калединского типа есть такой азарт. Вспоминается мне книжка Бориса Носика «Свет в конце аллеи» – о городском секс-туризме в деревню. Сочувствующие аттестовали мне её как «классическую русскую прозу». (Это о секс-туризме-то.) Забавно: о книге Каледина в издательской аннотации тоже написано, что это, мол, «в лучших традициях русской классики».

Далась им эта классика. Дались им эти традиции.

В традициях русской классики – идеализировать народную жизнь (именно поэтому не прижились в ней блистательные Решетников, Помяловский, Успенский). Так – безотчётно – мы идеализируем своих детей, когда рассказываем о них. А зачарованно любоваться «натуралистичными сценами», матерным устным народным творчеством, бытовым скотством и душевной тупостью – не в традициях русской классики. В традициях русской классики воспринимать это всё как трагедию.

Может, они просто развили традицию русской классики до большей степени объективности? Антон Носик, носитель звучного интернет-псевдонима, сын писателя Бориса, как-то представлял мне папу как «глубоко православного человека» и «русофила». Этакого нового Хомякова-и-Киреевского…

Вот, пожалуй, именно русофильство – болезненный интерес к «русской жизни» (даже журнал под таким названием выпускали дважды) – и подводит их. Кого «их»? Ну, не евреев. Все подряд евреи в этот тип не укладываются. И не «русофобов», естественно, куда там. Экзорусофилов? Над термином можно подумать.

Вот как раз экзорусофильства не надо бы. Наблюдать – наблюдайте, любить – любите (как я люблю хачапури, потому что путаю их с чебуреками), но без претензии на знание и понимание «русской жизни». Этот ваш отчаянный вызов ей ведёт вас к ошибкам, художественным неудачам и фальши.

Пока размышлял над книгой, ходил на работу мимо двух храмов и наблюдал работающих там цыганок. Заметил: они знают, как будет по-православному «пожалуйста»! Русские люди этого не знают, а цыганки знают. Говорят: «Пода-айте во славу Божию». И говорят, конечно, неправильно. Подают «ради Христа», а «во славу Божию» говорят в ответ на «Спаси Господи». Лажают цыганки, погнавшись за пущим знанием вопроса. И вообще не по-нашему просят: нахраписто, приставуче, перебегая с места на место (словно рыбак наудачу в разных местах закидывает удочку). Нехорошо.

Наверное, им подают. Но кто? Только лохи какие-нибудь. Которые либо не умеют отличить цыганки от православной, либо не хотят отличать: «Ну и что ж, что она пытается меня обмануть, ей же эта милостыня нужна, значит, моё дело подать, а что на чужой как бы территории, так что ж, Земля общая». Даже и не знаю, какая из этих двух тупостей срамнее.

Точно так же и на экзорусофильскую литературу находится много охотников и любителей, готовых ахнуть и всплеснуть руками: «Да это же в лучших традициях русской классики!..» Нет, матушка, не в лучших. (К слову о цыганском «спасибо». Насчитал у Каледина: «чем обязана» вместо «чему», «движения несуетны» – вместо «несуетливы» и что-то ещё в этом роде, не помню. Ерунда, в общем, ложечку из стакана вынимал, только глаз по привычке прищуривал.)

В связи с этой жадностью-ревностью к «русской традиции» вспоминается мне Анатолий Азольский: «Интерес к русской литературе и к русским заодно – самая изощрённая форма ненависти. Достоевский, Чехов, Толстой как объекты изучения чем-то схожи с макетами мостов и транспортных узлов, на которых обучаются диверсанты перед заброской». Хорошо сказал, как грузилом защемил конец лески.

…А подавать цыганке – это всё равно что чиновнику взятку давать. «Ему же нужно?!» Пойми, чудак-человек, ты же эту копейку до страждущего не донёс, поленился, выложил тому, кто ярче работает...

Вот я сейчас этой рецензией фактически подал цыганке, чем причинил моральный урон и ей, и себе. Нет бы написать про хорошее – написал про «актуальное». И когда этому конец настанет – поди пойми.



Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Лев Пирогов

Лев Пирогов (родился в 1969 г.), публицист, лит... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Партизаны бригады «Чекист»

    09.05.2025
  • Разница между истинным и ложным

    08.05.2025
  • Издатели России к юбилею

    07.05.2025
  • Под мраморным одеялом

    01.05.2025
  • Книга преодоления

    30.04.2025
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Пейзаж донецкий с оренбургским схож...

    807 голосов
  • Ищущий нравственность

    612 голосов
  • Необъявленные войны

    286 голосов
  • Вечность таланта

    217 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS