Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 15 октября 2014 г.
  4. № 40 (6482) (15.10.2014)

Тучность и тление

15 октября 2014

Йоахим Радкау. Природа и власть. Всемирная история окружающей среды. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. – 472 с. – 1000 экз.

С понятием круговорота веществ был знаком ещё Августин Блаженный, вопрошавший: «Что придаёт земле тучность, если не тление земного?» В книге немецкого учёного Йоахима Радкау можно почерпнуть немало сведений о развитии культурной деятельности человечества, которое изменяло окружающую среду. Откуда в Германии столько дубрав? Почему лишился лесов остров Мадейра, само название которого переводится как «древесина»? И каким образом Япония, обладая весьма скромными лесными ресурсами, сумела создать обширную многовековую культуру деревянного строительства, избежав участи Китая, истребившего свои запасы? Все эти сведения излагаются в книге Радкау не разрозненно, как в энциклопедии, а последовательно – ведь он пишет историю взаимодействия человека и природы, которая преобразована на потребу населяющим ту или иную территорию людям.

Территориальные, региональные различия очень важны. Учёный показывает, как в зависимости от конкретных условий одно и то же сельскохозяйственное и промышленное решение может обернуться и благом, и губительным фактором. Иногда дальше разговоров дело не заходит. Так, мы ещё в XVI веке могли бы лишиться чуда Венеции – победи тогда точка зрения Альвизе Корнаро, учёного жителя города в лагуне, который желал осушить её и превратить в пашню. Проект, озаглавленный им «Самое здравое предвидение», предназначался к тому, чтобы уберечь Венецию от голода в случае вражеской осады. Предвидение Корнаро так и не нашло понимания у его сограждан, а для потомков сохранился уникальный город.

Радкау указывает на любопытные закономерности. В долгосрочной перспективе сбережению природы лучше служит не романтика, а прагматика – так, одними из первых о сохранении и возобновлении природных ресурсов задумались охотники, ныне нещадно критикуемые «зелёными». А в Японии хоть и установился издавна культ местной природы, но был он скорее производным от жёстких условий, в которых всегда находилась островная империя с хрупкой горной экологией.

Так или иначе, до XVIII века окультуривание природы развивалось экстенсивно, и народонаселения было столько, сколько могла прокормить та или иная экосистема. Но чем увереннее вступало в свои права Просвещение, тем больше людская деятельность по освоению природы напоминала покорение. Одним из важнейших факторов стало повсеместное распространение картофеля – сытного и неприхотливого продукта, о котором писали с ликованием: «Он даёт нам мужество и надежду пережить неурожайные годы».

Но не только картофелю радовались люди. Тогда же стала расти и популярность сахара, а тростниковые плантации угрожали стать бичом Европы – но их успели выдворить в «страны третьего мира», где из-за любви европейцев к сладкому в итоге и были уничтожены огромные лесные массивы: тростник заполонял собою всё и не давал вырубленному лесу восстановиться.

Был, впрочем, и очень давний фактор интенсификации сельского хозяйства, общий для всей Европы: это навоз. «Где навоз, там и Христос» – это не богохульство и не грубая шутка, а правило жизни германских крестьян (Wo Mistus, da Christus). «В революционном 1848 году один крестьянин в Падерборне высек над воротами своего дома надпись: «Хочешь быть набожным христианином, так оставайся на своём навозе, оставь дурака петь о свободе, удобрение – прежде всего». Примерно в это же время «испытания, проведённые на солдатах раштаттского гарнизона, показали, что их фекалии поставляют достаточно удобрений, чтобы вырастить необходимое для их пропитания зерно» – практически замкнутый цикл производства!

Шутки шутками, но с XIX века Европа и впрямь всё более лихорадочно ищет способы избежать истощения почв и лесов, борется с загрязнением вод и воздуха. Пределы природы оказались неожиданно близкими, и чтобы их раздвинуть требовался не гадательный, а научный подход. Так, «с 1888 года смертность в немецких городах впервые стала ниже уровня смертности в сельской местности» – и этот факт германские гигиенисты не преминули поставить себе в заслугу.

Что до России, её в книге Радкау очень мало. Он признаёт блестящие заслуги русского почвоведения, но полагает, что это направление научной мысли ныне в России захирело. Тем не менее во вступительном слове, написанном специально для русского издания, он намечает несколько сфер исследования, где, с его точки зрения, мы могли бы добиться значительных результатов. Это опять же почвоведение (неслучайно в мировой науке «многие типы почв имеют русские наименования»), лесоводство, гидростроительные проекты, охота, общинная земля, акклиматизация культур.

Радкау – оптимист и прагматик, но в конце книги он не забывает предостеречь всех читателей: «Экологическая история учит многому, но один из её уроков особенно впечатляет: именно великие решения определённых экологических проблем раз за разом создают наиболее коварные новые проблемы».


Тэги:
Обсудить в группе Telegram

Татьяна Шабаева

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS