Минэкономразвития представило прогноз до 2035 года – в трёх вариантах
По базовому варианту Россия скатится через два десятка лет до уровня беднейших стран мира. Промежуточный вариант чуть лучше – это если цены на нефть к нам будут милостивы. И есть вариант «целевой» – ещё лучше.
Но лучше-то станет отчего?
Все обсуждают, можно ли реализовать вариант не базовый, ведущий нас в никуда, но «целевой», и что для этого нужно. Очевидно, менять всю модель, причём не «экономического развития» (которая у нас скорее модель прозябания и усугубления отставания), но экономического, социального, а значит, и политического устройства.
Причём со сменой политического устройства, конечно, можно было бы и повременить. Но лишь при одном условии: если бы нынешняя политическая система давала нам хоть какой-то шанс, не меняясь сама, тем не менее изменить модель экономическую и социальную.
Но ничего обнадёживающего, кроме общих разговоров, мы, к сожалению, не видим. То президент вдруг заявит, что у нас как-то так «с 90-х повелось», что сельское хозяйство не защищено от подавления внешними конкурентами, то вице-премьер «опомнится» и предложит прекратить закупку зарубежных гражданских самолётов. Но дальше разговоров дело не идёт.
А нужны не сиюминутные «контрсанкции» и их обоснование из высочайших уст, но законодательно утверждённые долгосрочные – на 15–20 лет – программы посекторальной защиты своего рынка. Этого не допускают правила ВТО, в которое нас окончательно сдали летом 2012-го. И выходит, что по Сирии и Донбассу мы вроде перечим Западу, но по основополагающему – по тому, что либо даст нам силы завтра, либо окончательно нас добьёт, – перечить стесняемся.
Так туда или сюда?
Пока «туда»: бедность не только прогнозируется, но и сознательно программируется.
Многие задаются вопросом: чего ждать от новой Думы?
Известно: уже совсем безропотного исполнения воли фактически (по нашим «понятиям») вышестоящего начальства – администрации президента.
И тут стоит обратить внимание на недавнее символическое решение главы государства – назначение заместителем руководителя администрации президента, курирующим внутреннюю политику, Сергея Кириенко. Чем он нам запомнился? Августовским 1998 года дефолтом и рекомендацией комиссии Совета Федерации более не назначать этого человека на ответственные должности. Назначением тем не менее после этого полпредом президента, а затем и руководителем Минатома. И как раз применительно к прогнозам и намечаемым сценариям стоит напомнить, что именно из уст этого человека, сразу после его назначения премьер-министром, прозвучало историческое заявление: мол, Россия – довольно бедная страна.
А то, что из этой «бедной» страны за прошедшие почти два десятилетия сумели выкачать ресурсов на формирование более сотни долларовых миллиардеров, так это как будто вовсе не свидетельство противоположного. А именно: что страна-то богатая, но только управление ею из рук вон какое несправедливое и с точки зрения интересов всего общества до сих пор крайне неэффективное.
И в этом главном, судя по наблюдаемой кадровой политике, – ни малейших шансов на изменения.