Вспоминается давняя байка.
– Товарища Мариуполя, пожалуйста! – звонят в один из отделов администрации Советского Дунайского пароходства.
– Нет такого.
– Как нет?! Его стол справа у окна.
– Так то ж Жданов!
Шёл 1989 год. Появилось решение о возвращении Жданову прежнего названия – Мариуполь, и весельчаки сразу придумали, как это обыграть. Смешно и безобидно…
Минувшей весной на Украине было принято четыре закона – декоммунизационный пакет. Среди них – «Об осуждении коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов в Украине и запрете пропаганды их символики». В страну пришла топонимическая перелицовка.
Но если история в наших краях ходит кругами, то, может, и названия улиц вернуть ещё досоветские? Скажем, в Измаиле – румынских времён. И появятся улица Пивная (Островского), Канавная (Первомайская), Огородная (Колхозная), Старая (Лазо), Казарменная (Толбухина), Кривая (Чернышевского), Кладбищенская (Крупской), Верхне-Тюремная (Орджоникидзе), Тюремная (Горького).
Кстати, сама жизнь всё сильнее соответствует именно им. Да и нелогично бороться против «проклятого советского прошлого» его же не лучшими методами. Видно, надо как-то отвлечь и граждан, и чиновников от насущных проблем. И вот она, задача: заменить таблички, справки, документы – «колотнечи» аж до новых выборов хватит.
Кроме того, «увековечение памяти» – единственное, чем власть может без особого ущерба для себя расплатиться с пособниками.
О разумности любого решения можно судить по тому, как его начинают выполнять на местах и как на это реагируют граждане. В Измаиле улице Правды и двум одноименным переулкам решили дать имя Свободы. Особо никто не возмущался – видно, правда ни у кого уже не в чести. А вот исключение из топонимики имён героев Великой Отечественной войны и названий соединений, освобождавших наш край от фашистов, вызывает негодование. «Зачем спешить с переименованием улиц, носящих имена Г. Котовского и Н. Островского? Первый боролся с румынскими оккупантами Одессы и Бессарабии, второго все чтят как прекрасного писателя и мужественного человека. Почему надо помнить только «белых» украинцев, забывая о «красных»?» – вопрошает читатель на странице одной из местных газет.
Главное, и закон-то этого не требует. Но как тогда всё вместить и всё совместить? Вот и пошли «под нож» командующий 1-м Украинским фронтом генерал Николай Ватутин, героически погибший в боях за Украину писатель Аркадий Гайдар, маршал Победы Георгий Жуков, легендарный Александр Матросов…
Чего только не случается! Жители улицы Павлика Морозова в придунайском городе Рени сомневаются в целесообразности присвоения их улице имени Героев Небесной Сотни. Мы не против, пишут они в газету, ради бога, но улица наша состоит из шести частных домов, развалин детского сада и гигантской кучи мусора. Уличное освещение появилось полгода назад, асфальт не предвидится. К лицу ли столь громкое имя убогой улочке, которая когда-то называлась Первым лучевым переулком?!
Помните, у Эдгара По египетская мумия, пролежав забальзамированной несколько тысячелетий и будучи «разбуженной» современниками автора, отвечает на их вопрос о прогрессе, что, мол, действительно, «от него одно время просто житья не было, но потом он как-то рассосался». Такое чувство вызывает у нас и кампания по переименованию. Граждане прямо намекают местной власти: не рвитесь, тяните время. А если спросят, почему в Измаиле сохранились и улица, и переулок Гайдара, скажите, что это в честь Марии Гайдар. Так же можно поступить с улицей Маршала Тимошенко: кто знает, кто из тимошенок имеется в виду… Словом, народная мысль не спит. А социологические исследования показывают: 85% украинцев против топонимических преобразований.
Есть, кстати, реальная история, которую нужно уважать. Так обычно поступают в Европе, у чьих дверей топчется Украина. Эта самая Европа далеко не однозначно оценила декоммунизационные потуги Украины с точки зрения демократических и человеческих свобод.
Украинские граждане и сами чувствуют натяжки. Понимают: свобода, может, и фигурирует в названиях, но правда в том, что без осмысленной и неагрессивной национальной идеи, без самостоятельной государственной политики не может быть настоящих героев – возможны только жертвы вероломного или/и бездарного правления.