Вслед за «Невой» обанкротились «Лабиринт» (а это более 65 тысяч пострадавших), «Роза ветров Мир», «ИнтАэр» и ещё десяток компаний. Разрешить, казалось бы, безвыходную ситуацию с огромным количеством туристов, застрявших на курортах, взялась ассоциация «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь». Прошлым летом она вывезла на родину более 38 тысяч россиян.
Банкротство таких гигантов, как «Нева» и «Лабиринт», всегда негативно сказывается на общей ситуации на рынке: теперь россияне просто боятся отдавать свои деньги турфирмам. Всё больше людей осваивают самостоятельный туризм. Сами бронируют отели, покупают авиабилеты, составляют маршруты. Но, несмотря на кажущуюся простоту и доступность самостоятельных путешествий, далеко не все могут себе их позволить. Во-первых, они всегда дороже из-за индивидуального трансфера. Во-вторых, требуют больших временных затрат на подготовку: оформление визы, выбор отеля и т.д. Так что многие предпочитают возложить всё-таки эти хлопоты на туркомпанию. Но что же их ждёт в нынешнем году?
В преддверии туристического сезона АТОР предлагает создать при объединении «Турпомощь» два дополнительных фонда: фонд персональной ответственности туроператора и фонд коллективной ответственности туроператоров перед потребителем. Средства из этих фондов будут потрачены на выплаты компенсаций тем, кто, оплатив тур, не смог отдохнуть из-за банкротства туристической компании. Именно эта категория сейчас наименее защищена законом. В прошлом году так и не выехавшие россияне получили лишь от 2 до 25% от стоимости тура.
Поправки к закону о туризме нельзя принимать в таком виде, в каком они были представлены к первому чтению, считают в АТОР. Один из наиболее спорных моментов – электронные путёвки. Благодаря им у туриста на руках будет подтверждение покупки тура в виде финансовых документов на авиаперелёт и проживание в гостинице. И это правильно, но... В дополнение к такого рода сервису предлагается создать единую электронную систему для сбора данных о турпоездках. А это, по мнению Владимира Канторовича, может рассматриваться как попытка тотального контроля за передвижениями граждан внутри страны и за её пределами.
Среди положительных изменений – контроль за так называемыми ненадёжными руководителями. Хозяев обанкротившихся фирм не будут повторно пускать на туристический рынок, а это значит, что грандиозного притока новых компаний со «старыми лицами» мы не увидим. Кроме того, ужесточаются отношения туроператоров с перевозчиками – теперь у потребителей будут на руках обратные билеты.
Но, по словам исполнительного директора АТОР Майи Ломидзе, новый пункт об обязательных финансовых гарантиях может уничтожить все положительные моменты нового закона. Сегодня страховые компании не хотят брать на себя ответственность за туроператоров. И даже наличие страхования не всегда может спасти «тонущего». Вспоминается всё тот же случай с «Невой», когда страховая компания «Восхождение», которая должна была выплатить компенсации недовольным туристам, сама оказалась неплатёжеспособной и обанкротилась вслед за «Невой». Избежать подобных случаев можно, считают в ассоциации, только в том случае, когда страхование финансовой ответственности туроператоров осуществляет пул страховых компаний.
Майя Ломидзе прогнозирует, что в нынешнем сезоне туристический рынок не будет «лихорадить», но число туроператоров неизбежно сократится в 2,5–3 раза. Что ж, нам, потребителям, всё равно, сколько их останется, главное, чтобы они не присваивали наши деньги и выполняли взятые на себя обязательства.
Кристина ЕЛДЗАРОВА