В наступающем туристском сезоне в России может заработать новая система подсчёта путешественников по унифицированной методике. Пока, выясняется, считают, как бог на душу положит.
Миллион туда, миллион сюда…
На прошедшем в конце февраля межрегиональном форуме по развитию круизного туризма на Волге и Каспии врио губернатора Астраханской области Сергей Морозов сообщил собравшимся, что в минувшем году Астрахань посетили полтора миллиона туристов. Услышав такое, оставалось только недоумённо пожать плечами: а куда же ещё один миллион подевали? Ведь раньше путешественники, судя по отчётам, сюда просто валом валили.
Вот данные из отраслевой программы развития туризма: в 2009 и 2010 годах Астраханскую область посетили по 1,8 млн человек (правда, обслуживали каждый год почему-то меньше 200 тысяч), к 2013 году цифра возросла до 2,575 млн (обслужено 247,5 тыс.).
Если верить данным, полученным из Минкультуризма, то номерной фонд туристских баз, гостиниц и домов отдыха области едва превышает шесть тысяч. Так как высокий сезон длится в Астрахани с мая по сентябрь, то есть примерно 150 дней, значит, одни туристы сменят других (при недельном путешествии) 21 раз. Теперь умножим количество мест на 21. Получаем около 130 тысяч чистых и непорочных туристов за сезон. Или 260 тысяч, если номера двухместные. И это при условии, что все гостиницы будут заполнены подчистую и там не будет ни одного астраханца.
Эта цифра может незначительно увеличиться, коли за туристов посчитать всех командировочных (деловой туризм) и людей, поступающих на лечение в тот же Астраханский кардиоцентр (оздоровительный или лечебный туризм). Сюда же можно добавить, махнув рукой на формальности, ещё с десяток тысяч путешествующих на круизных теплоходах, хотя официально они проходят по категории экскурсантов.
Скажут: «А «дикие» туристы, которые приезжают на машинах наловить и навялить воблы?» Их я, разумеется, тоже возьму в расчёт, благо есть под рукой такой бесценный документ, как программа развития туризма. Там «дикие» туристы деликатно названы «самодеятельными», а их количество колеблется от 200 до 500 тысяч человек. Оставлю на совести составителей документа размах колебаний (в два с половиной раза!) и учту усреднённый показатель – скажем, 300 тысяч самодельщиков. Но даже вместе с ними общее число туристов едва переваливает за полмиллиона.
Для сравнения: переведём взгляд на соседний Волгоград. Его в год 70-летия Великой Победы, когда туда ехали люди со всего света, посетило 800 тысяч туристов, а Астрахань в том же 2015 году по отчёту министра культуры и туризма области Галины Зотеевой – рекордные 2,7 миллиона.
Так откуда миллионные полчища туристов, заполонившие вдруг Астрахань и её окрестности? А из обыкновенной сим-карты, денно и нощно по головам считающей наших любознательных гостей, которые нередко бывают, как выясняется, о двух, а то и более головах.
Симки и счетоводы
Устойчивый туристский бум (на бумаге) в дельте Волги начался, когда в чью-то чиновную голову пришла гениальная (а иные им и не приходят) мысль считать туристов в крае с помощью данных, полученных от операторов сотовой связи. То есть все, попавшие в роуминг, тотчас становились туристами, включая и тех, кто ехал мимо Астрахани на поезде, машине, летел в самолёте или на дельтаплане. И коли у вас был при этом сотовый телефон, скажем, с двумя симками, то и вас считали за двоих. Вот отсюда и вышло чудище-юдище о двух головах, нашедшее приют в миллионных отчётах астраханского туристского ведомства.
Справедливости ради надо отметить, что эта «липа» буйно зацвела ещё до прихода Галины Зотеевой. Ещё в 2008 году тогдашний астраханский губернатор Александр Жилкин в интервью радиостанции «Русская служба новостей» доверительно сообщил стране и миру, что в 2007 году Астраханскую область посетили 2,5 миллиона туристов. Вот если бы он на этом и закончил свою сказочную повесть, было бы ещё полбеды, но Сан Саныч, будучи, как известно, перфекционистом, принялся уточнять и приводить детали, и всё мигом порушил. Вот, сказал он, три с половиной года назад область посещали примерно 250 тысяч человек, а теперь в десять раз больше. Причём 1,5 миллиона туристов приходится на рыболовов и охотников.
Начнём с трёх с половиной лет. Это примерно то время, которое Жилкин руководил краем. Значит, при предшественнике было 250 тысяч туристов, говорит нам Жилкин, а я за короткий срок дал 2,5 миллиона! Гоголевский Хлестаков просто икает от зависти. Но больше всего меня здесь потрясает не сама заоблачная цифра, а то, что называет её, не моргнув глазом, человек, родившийся, выросший и всю жизнь проработавший в волжской дельте, изъездивший её вдоль и поперёк! Ведь полтора миллиона рыбаков и охотников – это три (!) Астрахани. А невиданный рост торгового оборота от всех этих миллионов едаков и любителей сувениров, а сказочные налоговые отчисления – где это всё зафиксировано?
Жилкин уже сменил профиль работы, а «липовое» дело живёт и здравствует. Глава Минкультуризма Зотеева, хотя и подкорректировала заоблачные цифры, урезав их почти вполовину, всё ещё уверенно движется по проторенной дороге. В число озвученных с её подачи полутора миллионов туристов, наверное, вошли и два моих приятеля, которые заскочили ко мне в конце минувшего года рейсом из Москвы. В Астрахани они пробыли примерно сутки, переночевали в гостинице и много говорили по сотовым двухсимочным телефонам. И сдаётся мне, что счетоводы из Минкультуризма вполне могли принять их за шестерых: двух во плоти, а четырёх – из виртуального роуминга.
Галина Зотеева – профессиональный юрист, и её назначение на ответственный пост – шаг, хотя и дискуссионный, но в некотором смысле позитивный, учитывая, что в разное время главными культурологами в крае были бывший железнодорожник и директор газпромовской точки общепита. Уверен, что как юрист Зотеева хорошо изучила приказ Федерального агентства по туризму «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в РФ…». Так вот, там есть такие строки: «Объём туристского потока в субъектах РФ измеряется в количестве человек. Однако этот измеритель в некоторой степени условен, так как один и тот же турист может быть учтён столько раз, сколькими КСР (коллективные средства размещения) он воспользуется во время путешествия… Необходимо иметь в виду, что на самом деле рассчитывается число поездок».
Это я к тому, чтобы в следующий раз министр-юрист Зотеева не ставила своего руководителя, врио губернатора Морозова, в неловкое положение и предоставляла ему в отчёте реальное количество туристов, а не число поездок или телефонных звонков. Правда, тогда речь пойдёт не о миллионах – о сотнях тысяч. Но зато это будут настоящие, полнокровные, весёлые и румяные туристы, а не «липа».
Юрий Никитин, Астрахань