Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Твердь земная и небесная

01 января 2007

ВЫСТАВКА

Известно, что религиозные и философские раздумья о вере и смысле жизни нередко посещают человека за городом, о чём свидетельствуют разговоры в электричках. Поэтому недавно открывшаяся в Историко-литературном музее-заповеднике А.С. Пушкина в Больших Вязёмах выставка Александра Смирнова так привлекает внимание посетителей. Поразительный талант, глубочайшая вера скульптора превращают встречу с его выставкой в захватывающее действо.

Пришедших в выставочный флигель музея встречает целая плеяда выдающихся композиторов, прозаиков и поэтов. Эти (выполненные мастером в середине 1980-х годов) небольшие бронзовые фигурки столь выразительны, что поза некоторых из них, скорее, напоминает мизансцену. Ясно, что Чайковский присел на скамейку в парке после долгой прогулки, а тяжелобольной Гоголь вбирает голову в плечи, чувствуя душевное смятение и вызванный недомоганием озноб. Кажется, ощущение зыбкости бытия отразилось в выполненных в конце 1980-х интереснейших работах, связанных с религиозной тематикой («Идущий по воде», «Иона»). Кажется, «Иоанн Креститель» Александра Смирнова – это прежде всего мудрый старец, озабоченный тяжестью возложенной на него миссии.

Между тем размышления о тех, кто достиг вершин человеческого духа, чей духовный опыт служил надеждой и утешением многим поколениям православных российских верующих, бесспорно, способствовали самосовершенствованию самого скульптора. Запечатлённые в момент наивысшего духовного напряжения, их образы приобрели ещё бóльшую образную выразительность (своего рода «свечение»), когда в 2000-х годах мастер в своих работах стал сочетать дерево, камень и бронзу. При этом мысль художника одухотворяет каждый жест словно сошедших с иконы сакральных персонажей. Выставка развёрнута на фоне факсимильных копий фресок церкви Преображения Господня в Больших Вязёмах (конец XVI в.), выполненных студентами церковного факультета церковно-исторической живописи Санкт-Петербургской академии художеств. Повторяющий «очертания обоюдоострого меча» силуэт Александра Невского (в схиме Алексия) ещё более отчётливо выступает на фоне «Поклонения святой Троице».

В то же время у посетителя создаётся впечатление, что сами скульптурные образы на выставке противопоставлены друг другу. Так, являющийся официальным представителем Церкви, сознающим всю важность своей миссии, Антоний Римлянин Новгородский оказывается рядом с умиротворённо-отрешённым от­шельником, чья истончившаяся одежда также напоминает о сопричастности к жизни природы. Несущий свой гроб за плечами сдержанно-сосредоточенный монах-схимник – рядом с просветлённым Серафимом Саровским. Суровый подвижник-отшельник Нил Столбенский – с распиливающим себя двуручной пилой измученным болезнями грешником.

Экспозиция зала открывается и завершается аллегорическими композициями «Путник», «Созерцатель», «Неусыпная псалтырь», где человек на лоне природы, рядом с напоминающими горные вершины деревьями и птицами-облаками, постигает свою связь с мирозданием и Творцом. Старший научный сотрудник музея-заповедника, исследователь творчества Александра Смирнова арт-критик Никита Махов считает, что в восходящей к «новой художественной онтологии» русских религиозных мыслителей Карсавина, Франка, Эрна скульптуре Александра Смирнова «небеса как бы опустились на земную поверхность». Хочется надеяться, что благоговейное отношение к искусству художника авторов выставки передастся и её посетителям.

Александра ГОРДОН

Обсудить в группе Telegram

Александра Гордон

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS