Постановление правительства России за номером 111 от 26 февраля 2004 года «О ВГТРК» стало отправной точкой очередной реорганизации, вызвавшей необратимые последствия для регионального ТВ, работники местных студий телевидения сделались похожими на хозяев вишнёвого сада, которым осталось только вздыхать, сетовать и сокрушаться о былом. Не потому, что «там» осталась молодость, а потому, что тогда на местном ТВ была возможность «делать вещи» – передачи и видеофильмы.
Телевизионщики провинции всерьёз гордились своим делом. Оно было общим, живым, настоящим. «Дорогой многоуважаемый шкаф» хранил в себе всё необходимое. Почти по Чехову: «бодрость, веру в лучшее будущее… идеалы добра и общественного самосознания». Но настало время «дачников», резко сократились эфирное время телевещания и финансирование региональных филиалов ВГТРК.
Из 89 региональных телевизионных компаний лишь немногие могут позволить себе производство собственных программ. Большинство выдают только местные «Вести» с фиксированным по общей для всех сетке ежедневным 6–7-разовым выходом в эфир. В большинстве городов они не что иное, как угодливое обслуживание местной власти.
Необходимый экскурс в прошлое. 1998–1999 годы, каких-то пять лет до «реформы». Смотрим печатную программу Сочинского государственного телевидения за три дня. В ней уместились цикловые «Музыкальная академия» и «Песочные часы» (о культуре), «Курортный проспект» и «Приятного отдыха» (о сочинских здравницах, новых методиках лечения отдыхающих). «Уроки на завтра» и «Телекон» (познавательно-развлекательные программы для подростков). «Сочи и сочинцы», «Встреча с подвигом», «Портрет на фоне»... Передачи делали редакции, небольшие по штату. В них работали журналисты, способные охватить весь спектр городской, районной действительности. На всех местных студиях имелись литературно-художественная редакция, отдел общественно-политических программ, отдел писем, детская, молодёжная и даже – сельхозредакция. Между прочим, продукт этой, казалось бы, нелепой в городе-курорте отраслевой редакции – еженедельная программа под названием «Саженец» – была в дореформенные годы одной из самых рейтинговых.
Теперь нет ни редакций, ни передач. Исчезли герои, которые жили в том же самом городе, рядом, правильно и хорошо делали своё дело. Их заместили «герои» федеральных каналов. Да, были откровенно слабые передачи, была политическая заказуха, были незрелые плоды обязаловки и спешки. Но была и жизнь, лишённая банальных, клишированных форматов, наводняющих сейчас все федеральные каналы.
Идиллия закончилась в 2004 году. Было решено подвести всё региональное телевидение под единую «вертикаль». Дочерние ГТРК укрупнили, потом – отсекли собственное производство, оставив только местные «Вести». Руководители «в центре» объяснили, что сокращение вещания вызвано возможностями бюджета: «Если бы у нас была возможность полностью финансировать государственные СМИ и не включать их в систему рыночных отношений, мы бы с радостью это сделали».
Новые городские и краевые руководители, получившие под своё начало телестудии, научились, хорошо артикулируя, произносить слово «бизнес». Телевидение в Кинешме, Сочи, Вологде, Черкесске было поставлено в зависимость не от зрителя, а от дохода. И только так получали возможность существования полноформатные передачи.
В переходный период – от преобразования ГТРК «Сочи» непосредственно из филиала ВГТРК в филиал ГТРК «Кубань» – меньше года просуществовала программа «Курортный проспект». В ней пытались соединить всё – будни здравниц, культуру, производство, молодёжные дела, спорт. Получился своеобразный гибрид. Он прожил недолго и несчастливо. Субботнее «окно» в полтора часа, оставленное ВГТРК открытым для творчества местных студий, заняли коммерческие однодневки.
Ликвидация регионального телевещания не проходила при всеобщем обречённом ожидании. Писали письма, обращения, протесты, воззвания. Мурманская ГТРК «Мурман» призвала к совместной забастовке. Южный федеральный округ не откликнулся. Но и «протестные действия» самих мурманских телевизионщиков ни к чему не привели. В связи с реорганизацией ВГТРК в России были сокращены тысячи профессионалов, причём невзирая на их заслуги и возможности.
Союз журналистов России обратился с открытым письмом к президенту, где привёл цифры и факты, назвав содеянное «уничтожением регионального телевидения».
Руководство тогдашней ГТРК «Сочи» направило письма главе президентской администрации, руководителю Агентства по печати и массовым коммуникациям. В результате был подготовлен проект парламентского запроса «О негативных последствиях реорганизации Федерального государственного предприятия «Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания» в адрес тогдашнего председателя правительства России Михаила Фрадкова. Но, похоже, он так и остался на стадии проекта.
Телебоссы, приезжая на конкурсы и фестивали, принимая с покорностью упрёки регионалов в упрощении языка, тематики, деградации общенациональных каналов, с восторгом говорят о «глотке свежего воздуха», которым для них «было и остаётся телевидение провинции». Однако на финале Открытого российского конкурса «ТЭФИ-регион», проходившем в Сочи в апреле 2007 года, член жюри конкурса, руководитель екатеринбургского «4-го канала» Игорь Мишин честно признался, что в номинации «Просветительское и развлекательное вещание» даже среди тщательно отфильтрованных жюри множество профессионально несостоятельных, откровенно слабых программ.
Сегодня государственное региональное телевидение выдохлось окончательно. Место ушедших профессионалов заняли новички, не успевающие порой овладеть основами профессии. Они быстро сменяют друг друга, не выдержав нагрузки, несопоставимой с оплатой труда. Нет денег у местных студий и на приобретение современной техники, чтобы соответствовать форматам. Канули куда-то многие всероссийские, всесоюзные конкурсы, поддерживающие профессиональный азарт, уровень и творческий тонус у создателей передач.
Похоже, в новейшей истории российского телевидения отпала необходимость в грамотном, профессиональном управлении. Таком, которое пеклось бы не только о доходе с «наделов», а о том, чтобы противостоять дебилизации зрителей под наркозом вечного «Аншлага» и примитивных криминальных сериалов.
Смешно, но у будущей олимпийской столицы Сочи до сих пор нет телекомпании, которая бы соответствовала нынешнему статусу города. Вот и выходит по Чехову:
«– В прежнее время, лет сорок, пятьдесят назад, сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков.
– Способ тогда знали…
– А где же теперь этот способ?
– Забыли».
, журналист, СОЧИ
Учитывая, какие острые, болезненные проблемы связаны с «реформой» регионального ТВ, мы не только просим откликнуться тележурналистов российской провинции, но и надеемся получить комментарии от руководства ВГТРК.