В конце марта в Минске на очередном, XXV по счёту, съезде Союза писателей Белоруссии избран новый руководитель этой творческой организации – публицист, литературный критик, детский писатель Алесь (Александр) Карлюкевич. Мы попросили нашего друга и автора ответить на несколько вопросов «Литературной газеты» сквозь призму его нового статуса.
– Александр Николаевич, сегодня союзы писателей, наверное, существуют далеко не во всех странах. Не кажется ли вам архаичной сама форма объединения людей творческих, пишущих в какую-либо организацию?
– Если к сегодняшним писательским союзам, да и вообще творческим объединениям подходить с лекалами вчерашнего дня, то, вероятно, вы правы. Мол, коллеги по цеху и похвалят, и к премии представят, квартиру помогут пробить и прочие вопросы решить. А если надо – союз может и критическую оценку дать тому или иному литератору и его книгам, и ещё, может быть, чего-то сможет лишить… Только ведь союз сегодня – это и посредник между властью, государственными институтами и самими писателями. Если хотите, своего рода защитник писателя перед обществом.
– Получается, этакий профсоюз?..
– И да и нет. Или – творческий, скажем так, профсоюз. Я убеждён, что сообща, вместе, предварительно обсудив и проанализировав необходимые нюансы, легче доносить разного рода проблемы, тенденции, требующие рассмотрения на разных этажах власти, в разных государственных и общественных форматах. И «до того», как писательское сообщество отправит острые вопросы «наверх» или раздвинет их «вширь и вглубь», необходима серьёзнейшая предварительная работа. Потому что мало делегировать кому-то свои внутрицеховые просьбы – надо и проект решения, с пониманием внутренней ситуации, поискать, подготовить…
– Разговор у нас как-то сразу пошёл по «рутинной» стезе… А «соцпакетом», например, будете заниматься?
– Наверное, придётся заниматься всем сразу. В том числе и «рутинными» делами, которые как для писателя-одиночки, так и для всего писательского сообщества являются исключительно важными, требующими безотлагательного рассмотрения. А как иначе?!
– Как найти в таком случае время для решения задач чисто творческого характера?
– Они как раз и станут тем фундаментом, тем цементом, который скрепит нас, свяжет всех в единый многоликий коллектив. Мы же и социальные вопросы будем рассматривать с точки зрения литературного, художественного дела. Может быть, в таком случае и больше пользы принесём обществу. Имею в виду и пленумы правления, посвящённые тем или иным непростым темам. К примеру, поиску ответа на вопрос, куда подевалась литературно-художественная критика, помогает ли она современному литпроцессу или больше занята обслуживанием футуристических проектов. Считаю, не будет архаикой, если на площадку союза мы вынесем такую тему для дискуссий, как «Образ человека труда в современной литературе». Посудите сами: хорошей художественной публицистики в современной литературе становится всё меньше и меньше. Только ведь человек с его трудовыми интересами, с его достижениями и свершениями никуда не исчез. У нас в стране много нового в промышленности, в сельском хозяйстве, множество новаций в деятельности республиканских научно-практических центров, академическая наука сопряжена с производством, живой жизнью. Но разве кто-то из современных писателей создал об этом роман, повесть, да просто книгу публицистического характера?! Десятками выходят сухие фотоальбомы о тех или иных предприятиях с короткими статистическими, хронологическими справками. Кому они интересны?! А ведь за цифрами и датами – судьбы, подвиги, высоты, покорённые нашими предшественниками и взятием которых могут похвастаться наши современники…
– То есть вы сторонник постановки задач, если так можно выразиться, в стиле прежних постановлений ЦК КПСС?
– Скорее сторонник понимания того, с чем нам вместе с коллегами идти к читателям, к обществу. Есть ли в нашем арсенале та книга, которая душу взбудоражит, сердце заставит тревожно биться, мыслями наградит читательское сознание.
– Но ведь литература не коллективный труд, а удел Богом одарённых одиночек, чьи усилия и формируют общий портрет национальной и мировой литературы…
– Согласен. Но коллективизм, единство общественных интересов – это как направление в художественном развитии. Индивидуализм в пространстве больших, панорамных произведений – своего рода отречение от гуманистических целей и устремлений. Величина писателя или величина создаваемых им образов лишь тогда возможны, когда художник слова видит всё общество, не отрицает связей личности с вечными категориями миролюбия, добрососедства, уважения друг к другу. Нравственный характер патриотизма, любовь к своей родине, родительские и сыновние чувства и обязанности – как без этого всего в литературе?! Как без этого в жизни?! Особенно сейчас, когда, говоря устоявшимся фразеологизмом, мир трещит по швам.
– Кто сегодня отстаивает подобные идеалы в современной белорусской литературе?
– Несколько раз перечитал книгу прозы Алеся Бадака «Идеальный читатель». Автор – яркий талант и как прозаик, и как поэт. Недавно вышла его увлекательная, как всякое путешествие в художественное осмысление времени и пространства, книга поэзии «Прощание с вечностью». Алесь в поэзии одновременно и эпик, и лирик, он задаёт невероятной высоты планку обозрения, рассмотрения жизни. Читаешь его поэтические экскурсы, отыскиваешь в одночасье в каждом из стихотворений множество тем – и думаешь, что ты будто на колесо обозрения забрался, забываешь обо всём вокруг, но от строфы к строфе сильнее понимаешь, что двигаешься в воздушном пространстве, не отрываясь от земли. Она – рядом, за близкими горизонтами, и ты к ней постепенно возвращаешься. А в полной таинства прозе Алесь Бадак – тонкий лирик…
Пару лет назад вышел роман Николая Чергинца (кстати, сегодня Николай Иванович – почётный председатель Союза писателей Беларуси) «Операция «Кровь» – о судьбах белорусских детей в фашистском концлагере. Тревожное волнение пронизывает сознание, когда читаешь эту книгу, когда знакомишься со злодеяниями фашистских варваров... Когда-то читателей во многих странах мира потрясла книга белорусов Янки Брыля, Алеся Адамовича, Владимира Колесника «Я – из огненной деревни». Этот подлинный пронзительный «дневник войны» перевели на целый ряд языков, издали не только в республиках Советского Союза, но и в других странах. Книга, сотканная из воспоминаний живых свидетелей, выживших жертв из поселений, которые вместе с их жителями жгли, палили фашистские изуверы, и теперь воспринимается как художественный документ о войне. Сегодня, в год исторической памяти, в нашей стране раскрыты многие новые факты о геноциде народа Беларуси в Великую Отечественную. Генеральная прокуратора Республики Беларусь проделала в этом направлении колоссальную работу. Разве все эти темы не должны стать предметом публицистических творений современных белорусских писателей?!
– Вы очень убедительны. Появляется уверенность, что в скором времени художественная публицистика и о войне, и о современности в Беларуси выйдет на новый уровень.
– И мне так кажется. Ведь, к примеру, целый отряд писателей работал последние десятилетия на ниве исторического краеведения. Государственными премиями Республики Беларусь было отмечено творчество литераторов, популяризирующих историю Отечества, занимающихся историческим и литературным родиноведением, рассказывающих о примечательных местах родного края, – Ярослава Пархуты, Алеся Мартиновича, Геннадия Пашкова…
Немецкие фашисты и их приспешники разных национальностей провели в Беларуси множество карательных операций. Изуверство, коварство особой звериной силы оккупанты закладывали даже в сами названия, стараясь скрыть свою личину, свой оскал за словами, определениями действий, связанных с убийством, уничтожением мирного населения, белорусских партизан… Какую музыку они искали в своих «шифрограммах» в ад?! «Прогулка на Троицу», «Майский жук», «Зимний лес», «Зимнее волшебство», «Заяц-беляк», «Пион», «Праздник урожая», «Тёплый ветер», «Пёстрый дятел», «Русалка», «Волшебная флейта», «Майская гроза», «Освящение храма» – помните названия их карательных операций? Думаю, что наши писатели, наши публицисты пройдут этими дорогами боли, драматических испытаний предыдущих поколений белорусов и ещё скажут своё новое слово о геноциде, расскажут правду о Великой Отечественной войне, о том лихолетье, в котором русские и белорусы выстояли вместе, прижавшись плечом к плечу. Сегодня пришло время говорить во весь голос. И художественное слово опять представляется оружием немалой силы…
Беседу вёл Игнат Павлов