Писатель – это как специальный сосуд, куда Господь насыпает некоторое количество таланта, а всё остальное человек в эту чашу добавляет сам. Увидеть то, что не видно другим, сказать так, как другие не смогут, – это талант. Но чтобы увидеть, надо пройти иногда сотни вёрст.
Верно говорят – лучшие писатели те, кто жизнь не по книжкам знает, кто к труду писательскому пришёл из своего дела. Примеров много. Лев Николаевич Толстой – военный, офицер, участник многих сражений. Антон Павлович Чехов – врач. Джек Лондон подростком по 12 часов работал на консервной фабрике. Вальтер Скотт до того, как стал классиком приключенческого романа, был адвокатом, имел свою адвокатскую контору.
Само писательское дело отчасти сродни многим видам бизнеса. Написать надо так, чтобы это понравилось читателям. Слово – это своеобразный капитал, его надо вложить в души читателей, чтобы получить прибыль, живой человеческий отклик. Я бизнесмен. В литературу пришёл из бизнеса, где мне есть чем похвастаться. Может, поэтому я быстро понял, что пис ьский труд – тяжелейший. Для бизнеса можно взять кредит в банке, помещение – в аренду, а технику – в лизинг. А для написания книги? Если вы полагаете, что можно просто совмещать бизнес и литературу, то даже не пытайтесь – это в принципе невозможно.
Дело в том, что литература требует отрешения от любых дел и забот. А если какая-то часть головы, а главное, души и сердца, при этом занята другими мыслями и переживаниями, ничего не получится. Придумать сюжет, создать героев, закрутить какую-то интригу, чтобы держать читателей в некотором напряжении, – это не самое трудное. Пульс времени, нерв действительности – вот что нужно читателю, вот ради чего только и стоит себя не жалеть до ломоты в спине, до того, что уже не согнуться, не разогнуться. Это очень трудно. Но если видишь цель и точно знаешь, как её достичь, уже ничто не может остановить человека, взявшегося за столь тяжкое дело.
Некоторые бизнесмены, добившись делового успеха, приходят к мысли написать книгу. И пишут чаще всего о бизнесе. Я писал стихи, аналитические статьи, сказки для детей, а потом вдруг родилась идея написать политический детектив. Нашёл ли я хоть что-то общее между бизнесом и литературой? Жизненный опыт, знание людей – вот что объединяет эти две невероятно далёкие сферы деятельности. Знаете, отправляющемуся в путь путешественнику желают лёгкой дороги. Писателю, если вы ему действительно хотите добра, надо желать обратного – пусть будет максимально трудно иной раз искать нужное слово, пусть муки творчества терзают постоянно, пусть будут и ночи бессонные, и дни, заполненные работой над каждой страницей, каждой главой. Вот тогда и напишется книга, которая снимет тяжеленный камень с души автора. Реальный бизнес, кстати, строится так же – невероятный труд и капля таланта. Пропорции те же.
Владимир Соколов, президент компании «БлэкХос», член Союза писателей России