Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 10 ноября 2021 г.
  4. № 45 (6808) (10.11.2021)
Невский проспект Спецпроекты ЛГ

Творчество как укрытие

Размышляя о книге Анатолия Бергера «Пристанище»

10 ноября 2021

Существуют многочисленные варианты формулы поэзии. Это и «высокая болезнь», и «ворованный воздух», и нечто «растущее из сора», и нечто «приравненное к штыку». Петербургский писатель Анатолий Бергер (на фото) открыл свою формулу поэзии. На его взгляд, поэзия – это «пристанище».

 

Что такое пристанище? Место, которое служит приютом, убежищем, где можно укрыться от чего-либо, отдохнуть. По Анатолию Бергеру – это метафизический уголок в душе, позволивший поэту выжить. Смог бы автор открыть эту формулу, не имей он столь «героическую» биографию: война, эвакуация, срочная служба в Заполярье с обязательной дедовщиной, тюрьма, мордовский лагерь, сибирская ссылка, поднадзорность по возвращении в Ленинград и призраки нового срока, болезни и больницы? Может быть, и нет.

Тепличные условия вполне могли бы и загубить поэтические ростки. Безусловно, я не намекаю, что литератору Бергеру «сильно повезло» со жребием, что его природный дар прошёл изощрённую процедуру «закалки». Книжный романтизм поэта-библиотекаря мог бы просто иссякнуть с возрастом, замениться бытом или попасться на удочку «официоза». Но этого не случилось. (Хотел вставить: «слава Богу», но спохватился, хотя в этой истории проглядываются следы «Божьего промысла».)

Природный дар стал для поэта именно прибежищем, куда можно уйти, никого не спрашивая, ни с кем не советуясь, в любую минуту, на любой срок. Настроить сердце-приёмник на лирический лад и стяжать, и стяжать волны божественной гармонии, излучаемые продрогшими созвездиями. Несмотря на времени крутую соль, не стать солёным, а остаться «малосольным». И «состав преступления» Анатолия Бергера – это всё та же поэзия.

Наверное, бергеровское «открытие» формулы поэзии «висит в воздухе», как «яблоко Ньютона», вывести её мог бы и Александр Полежаев, и Михаил Лермонтов, и Тарас Шевченко, и Варлам Шаламов, и Иосиф Бродский… Но как-то не случилось.

Новая книга стихов Анатолия Бергера, «Пристанище», подходит под пушкинскую формулу поэзии: «Пиру во время чумы», ибо подавляющее число стихотворений, в неё вошедших, созданы во времена ковидной пандемии. И автору в очередной раз «посчастливилось» ею переболеть, причём тяжело. Но от каждого вируса есть у него своё убежище-пристанище – поэтическое творчество.

Олег Дмитриев

 

Тэги: Книжная полка Анатолий Бергер
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Ветер мысли, мысль истории

    03.11.2021
  • Портреты современников

    27.07.2021
  • Бюст Сенеки

    08.06.2021
  • Нас Бог наградил широтою души

    08.06.2021
  • Путь Леонида Шервуда

    25.05.2021
  • Её Величество Беллетристика

    39 голосов
  • Рассказы из-за решётки

    38 голосов
  • За рощей церковь белая видна

    11 голосов
  • Особые задачи

    9 голосов
  • Бюст Сенеки

    8 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS