Наши читатели обсуждают предложения Валентина Попова, автора статьи «Копирайтер на валидаторе» («ЛГ», № 11)
► И всё-таки мне кажется, иностранные термины, приходящие в русский язык, заметно меняют свою смысловую окраску, приобретая несколько иное смысловое наполнение. Возникает ситуация, когда эти «новоязы» уже не могут быть в полной мере заменены некими русскими аналогами. Вот и приведённый пример со словечком «креативный» это вполне подтверждает. Вряд ли русское слово «самобытный» полностью соответствует обычно вкладываемому в это слово смыслу. Согласен, что именно «творческий» в наибольшей степени соответствует словечку «креативный», но как-то так получилось, что в нашем обиходе эти слова расходятся всё дальше. В результате к слову «творческий» придётся добавлять и «деловой», и «шустрый», и «самобытный», чтобы смыслово «закрыть» одно это, в общем, довольно противное словечко.
Николай Барболин
► Так автор и говорит, что замена подошла бы лишь «в 80–90 процентах случаев». Да и на корень «самобыт» надо смотреть пошире, ведь его сейчас в основном употребляют для обозначения чего-то своеобразного, но при этом простоватого. А ведь капелька воображения, и «самобытная причёска» вполне заменит «креативную»...
Валентин
► «Креативный» имеет прекрасные русские синонимы – «деловой», «шустрый». Они передают и некоторую ироничность употребления слова «креативный», закрепившуюся за ним вследствие частого использования для САМООЦЕНКИ в резюме. «Ну ты деловой!» – скажем мы приятелю, который хочет в каком-то совместном мероприятии и рыбку съесть, и на три буквы сесть.
Что касается прямой передачи смысла от английского «create» – создавать, творить, – то слову «креативный» есть более уважаемое в русском языке слово «творческий». Если хотим обойтись одним словом, подойдёт и слово «творец»...
Но пусть останется в употреблении и «креативный манагер». Трудно ещё как-то в двух словах передать суть и сущность многих наших топ-топ менеджеров...
Виталий Веселовский
► Новые слова «креатив» и «креативный» в новое время определённым образом потеснили в информационном пространстве старые и привычные слова «творчество» и «творческий». Понятия «творчество» и «творческая работа» зачастую ассоциируются с людьми, занимающимися высокими и отвлечёнными материями, – с учёными, философами, писателями, художниками. То есть с интеллектуальной деятельностью высокого уровня, не связанной жёстко с «прикладной», рыночной сферой и с работой в конкретных коммерческих структурах.
Людей же, которые занимаются относительно творческой интеллектуальной работой по преимуществу в определённых фирмах, стали называть «креативщиками», «креативными» и т.п. Условно говоря, в новом социуме образовалось два слоя творческих работников – «мечтатели» и «практики». Типичные творческие практики нового времени – это рекламщики, пиарщики, люди, занимающееся неймингом (придумывающие новые названия для фирм, продуктов, изделий ), некоторые специалисты по обработке видеоинформации.
Но как бы то ни было, использовать вместо слова «креативный» слово «самобытный» вряд ли целесообразно. В принципе к содержанию понятий «креатив» и «креативный» можно отнести многое из того, что связано со словами «творчество» и «творческий». Не стоит, скорее всего, здесь использовать такие пафосные слова, как «созидание», «ищущий» или «дерзающий».
Креатив – это создание, разработка, интеллектуальный поиск, генерация и проработка новых идей и предложений, а также неформальный и нестандартный подход к решению возникающих проблем. Соответственно креативный – это творческий, создающий, придумывающий, синтезирующий, генерирующий новые идеи.
Однако таких характеристик явно недостаточно, поскольку они являются общими. Если учесть, что креативная работа во многом связана с информационной сферой, следует сказать, что креатив – это способность творчески и нестандартно работать с информацией разных видов и с информационными потоками в современном социуме. Это умение находить новые, нестандартные связи в информации и в отражаемых явлениях, а также создавать и придумывать оригинальные слова, словосочетания, тексты, информационные структуры, образы, алгоритмы. Соответственно креативное мышление – это мышление комбинаторное, образное, многогранное, многомерное и междисциплинарное.
В целом креативная деятельность имеет не абстрактный и академический, а практический характер, это социально ориентированная творческая работа. Можно сказать, что креатив – это творчество в коммерческих структурах, направленное на практический результат и прибыль. Креативщик – это всё-таки не философ, и он не может себе позволить тратить много времени на выполнение конкретного задания, к примеру, на синтез нового рекламного текста.
Николай Егоров