Рискну заявить, что у нас существует запрет на профессию в области интеллектуального труда, по крайней мере частичный. Впервые я сделал подобный вывод, стоя в очереди к кассе «Литературной газеты» этак лет 15 назад. Какой-то автор выскочил как ошпаренный из бухгалтерии и, растолкав всех, кинулся грудью на окошечко кассы, как на амбразуру:
– Ради бога, возьмите обратно деньги! Я из-за них «лужковские» потеряю!
Как известно, так называемые лужковские – это региональная доплата к пенсии неработающим пенсионерам, введённая в Москве при предыдущем её градоначальнике Юрии Лужкове. Доплата эта ежемесячная и составляет несколько тысяч рублей. Например, у меня она около пяти тысяч. Если учесть, что гонорары в газетах и журналах далеко не жирные, да и не так уж у большинства авторов их много, нетрудно понять – бедному литератору грозили большие потери.
Но на каком основании? Оказывается, на том самом, что, получая региональную доплату, ты не имеешь права иметь никаких других доходов, даже случайных. А нарушил это правило – лишайся доплаты. Как рассказал мне поэт Владимир Британишский (ныне покойный), выходя на пенсию, он вообще подписал обязательство не заниматься творческой деятельностью. Но это же типичный запрет на профессию! Лично мне сотрудник отдела социальной защиты населения сказал, что гонорар в 10 рублей ещё простят, но за 12 и выше региональной надбавки лишат обязательно. Пришлось хорошенько задуматься, как убежать от гонораров, время от времени мне причитающихся.
Но всё течёт и всё изменяется. Теперь если не хочешь лишиться надбавки, заключи трудовое соглашение с редакцией, ознакомь с ним отдел социальной защиты и спи спокойно – полученный тобой гонорар вычтут из региональной доплаты. Не отчитаешься перед отделом соцзащиты и попадёшься – пеняй на себя! Словом, спорадически печататься можно, но пополнить гонорарами семейный бюджет – фактически никак! Получается что-то вроде закона сохранения денежной массы в собственном кошельке.
Ну как тут не вспомнить советские времена, когда неработающему пенсионеру разрешалось два месяца в году для пополнения бюджета где-то подработать. Так может быть, и сегодня стоит придумать нечто подобное, в том числе и для находящихся на покое журналистов и литераторов? Почему бы не разрешить им подрабатывать при условии, что величина гонораров за год не превысит двухмесячной пенсии и региональной доплаты к ней, вместе взятых? Что, бюджет страны из-за этого рухнет? Ну конечно, нет. Совсем наоборот, он пополнится благодаря подоходным налогам, выплачиваемым с суммы гонораров за опубликованные статьи. Не бог весть какая добавка, но хоть шерсти клок с нас, старых козлов.
Эмиль Вейцман