Виктория Пешкова
Нет большей загадки в искусстве, чем фигура того, кто его создаёт. Художника в многогранности проявлений представляет очередной номер журнала «Русское искусство».
Каждый выпуск «Русского искусства» подчинён заранее заданной теме. На первый взгляд это сильно сужает круг потенциальных читателей. Зато при втором, более пристальном, становится ясно, что тема всегда играет роль портала в огромное, для многих прежде неведомое пространство. Выбрав темой номера личность художника, редакция отнюдь не пыталась объять необъятное. Напротив, она вместе с авторами нашла «драгоценные камни» и превратила этот выпуск в ларец с сокровищами, сулящий немало открытий.
Третьяковская галерея – очень динамичное экспозиционное пространство. Неудивительно, что редакция пригласила кураторов актуальных проектов сезона провести для читателей «виртуальные» экскурсии. Светлана Степанова представляет «Романтичного классициста Петра Басина», мастера исторической, портретной и пейзажной жи¬вописи. Анна Маполис знакомит с персональной выставкой Виктора Попкова – одного из ведущих мастеров поколения шестидесятников. Светлана Коткина предлагает разгадать замысловатые головоломки, искусно составленные художником-монументалистом Натальей Нестеровой и, заметим, впервые публикуемые. Мария Седова даёт возможность окунуться в таинственный метафорический мир Франциско Инфанте, создаваемый на пересечении живой природы и рукотворной. Впереди всех поклонников отечественного искусства ждёт, возможно, самое значительное событие года, герой которого – «несравненный изобретатель русского быта, вернее праздничного быта России» Борис Кустодиев. О неожиданных аспектах его художественных поисков рассказывает Ольга Атрощенко.
На страницах номера нашлось место и опыту, и парадоксам, и случаю, и, конечно же, гению. Главный эксперт Русского музея по научно-издательской деятельности Евгения Петрова, изучая поздний период творчества Казимира Малевича, приходит к выводу, что «один из самых знаменитых новаторов ХХ века ещё не открыт до конца, не объяснён и, соответственно, не понят…». Виктор Леонидов, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья, рассказывает о том, как случай позволил ему открыть новое светило в созвездии русских художников-эмигрантов первой трети ХХ века – Василия Ульянищева.
К слову об открытиях! Сотрудник Русского музея Ксения Гусева проникает в загадку имени выдающегося архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Андрей Сарабьянов, главный редактор «Энциклопедии русского авангарда», – в тайну портретов «художника С.», написанных в один год Робертом Фальком и его гораздо менее известным коллегой Владимиром Франкетти. Владислав Ступак, сотрудник «Геликон-оперы», знакомит с архивными изысканиями, в результате которых выяснилось, как на самом деле выглядела княгиня Е.Ф. Шаховская-Глебова-Стрешнева – последняя владелица особняка на Никитской улице в Москве, где ныне располагается театр.
Сюжетную линию «неизвестное об известном» продолжают сразу несколько авторов. Проректор Академии имени Репина Юрий Бобров представляет единственный русский пейзаж шведской художницы Эльзы Баклунд-Цельсинг «Труворово городище». Анатолий Оксенюк, замдиректора Музея архитектуры имени Щусева по научной работе, рассказывает об архитекторе Третьяковской галереи С.Ф. Кулагине, впоследствии занимавшемся охраной и реставрацией исторических памятников Москвы.
Завершают номер статьи Марины Абрамовой о магнитогорском художнике Вениамине Захарове-Холмском и Наталии Толстой о хабаровском мастере Владимире Хрустове. Героев номера объединяет редкий дар творить собственные миры, в которые хочется возвращаться снова и снова.