Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 11 июля 2018 г.
  4. № 28 (6651) (11.07.2018)
Искусство

Творцы и смягчение нравов

Какие чувства рождает знакомство с работами Эрнста Неизвестного?

11 июля 2018
Скульптура Э. Неизвестного «Распятая». Глина, 1966

В «ЛГ» (№ 15, 2018) в очерке «К людям надо относиться помягче» народный художник России Владимир Суровцев рассказал о встречах со скульптором Эрнстом Неизвестным. В. Суровцев увидел «в его работах человека бунтующего, недовольного обстоятельствами, импульсивного, драматизирующего и действительность, и свой взгляд на людей, их характеры, на будущее мира и цивилизации». Подбирая образный ключ к творчеству мастера, Суровцев вспомнил современных скульпторов, мировоззренчески и формально абсолютно противо-положных его герою.

«Это, безусловно, не покой и уравновешенность Майоля, – пишет Суровцев, – не гармоничность Манцу или Эмиля Греко, не философски эпические размышления Генри Мура… Его пластический язык – рефлексия из-за отсутствия гармонии внутри себя. Это выплеск энергии, что накопилась за годы пре­одоления непонимания, физических и экономических невзгод. И желание убедить: «Так жить нельзя!» Кроме того: «По Эрнсту искусство – не тихая заводь с прекрасными лилиями, кувшинками, кисейными барышнями на берегу… для него творчество – обнажённый нерв! Вызов, протест, обращение к воле, духу, разуму!»

Автор очерка точно выявил суть творчества Неизвестного: это выплеск энергии. Очевидно, в определённые периоды истории это в культуре и искусстве не­избежно. Выплеска чают, посильно способствуют его возникновению, и когда он случается, какое-то время его выразители оказываются в центре внимания как энтузиасты, «призывающие к действиям во имя прогресса и всепонимания».

Английский философ XVIII века Эдмунд Бёрк замечал: «Богу было угодно даровать человечеству энтузиазм, чтобы возместить отсутствие разума». Перечисленные В. Суровцевым мастера – Майоль, Манцу, Греко, Мур – при всей непохожести обладали первейшим качеством скульптора: ясностью, лаконизмом, симфонической соподчинённостью силуэта и деталей. При минимальной изобразительности они добивались максимальной выразительности, и если для них критерием изваяния была гармония, то для Неизвестного – дисгармония.

На мой взгляд, скульптуры Э. Неизвестного нередко полны «ложной мудрости». Он, фронтовик, наверняка видел человека в ужасающих проявлениях распада нравственного и реального, физического. А как художник с «обнажённым нервом» был захвачен велением своего времени – энергичной попыткой переосмыслить образ человека, созданного по подобию Бога, и утверждением скептического отношения к человеку как к существу, по своей божественной природе не способному творить зло. К 1960-м годам в искусстве возобладала удивительная в простоте и убедительности идея: «после Освенцима человек недостоин изображения». После совершённых им зверств он будто бы лишился богоподобного облика. И настал час торжества абстрактного экспрессионизма, того самого выплеска энергии, когда конечный результат замещается процессом неистового формотворчества − самовыражения.

В. Суровцев прав, говоря о песне, которую в полной мере слышит лишь сам творец. Эрнст сохранил в своих творениях признаки антропоморфности, отчего его скульптуры оказывают на зрителя, неподготовленного к восприятию идеи «невозможности изображения человека после Освенцима», ещё более гнетущее впечатление, нежели если бы это были чисто абстрактные формы. Скульп­тор стал работать в экспрессивных канонах модернизма, предполагающего поиск каких-то совершенно новых, не антропоморфных форм, то есть не имеющих ничего общего с реалистическим каноном. А в нём доминируют красота и пропорции человеческого тела. Неизвестный не смог в своих работах отказаться от хотя бы частично искажённого изображения частей человеческого тела или деталей, напоминающих их. И может возникнуть вопрос: насколько последователен и смел был Э. Неизвестный в творческих исканиях, что не вышел на подлинно новые пластические формы, увязнув в странном антропо­морфном фарше?

Человеку свойственно проявлять бесчеловечность. Знали ли об этом, например, древние греки? Да. И они не были наивны, но боролись с внутренним зверем – чистотой формы, красотой, заложенной в образе человека. Изображение судорог, агонии, распада – вот что подлинно бесчеловечно. Страдание художники-классики показывали в той мере, в какой позволяло им чувство красоты и достоинства. Телесную боль и величие духа они распределяли во всём строении изваяния с одинаковой силой. Мудрость протягивала руку искусству и вкладывала в его создания нечто большее, чем обычные, часто энергичные души выражают своим негодующим «так больше жить нельзя!».

Не публицист ли Эрнст больше, чем художник? Литературная составляющая непозволительно много на себя берёт в зрительно витиеватой партитуре его песни. Полезна ли такого рода пуб­лицистика?

В античности было такое понятие – рипарограф, живописец грязи. Так называли художника, с особой любовью изображавшего уродливое и гнусное в облике человека. Известен закон фивян, повелевавший художникам облагораживать человеческую натуру и запрещавший уродовать её. Бесспорно влияние изобразительного искусства на характер народа. Со времён Аристотеля в этом плане ничего не изменилось. Там, где благодаря красивым людям появляются красивые статуи, там они, в свою очередь, производят благоприятное впечатление на людей. Так что и общество, и государство было и должно быть в какой-то мере обязано появлению красивых людей красивым статуям.

Но как же быть с «выплеском энергии», с этим едва ли не главным критерием так называемого современного искусства?

Глаз не претерпел каких-либо кардинальных изменений с древности. До сих пор при встрече с изображением вся сила впечатления зависит от первого взгляда, что особенно важно для скульптуры. Если при первом взгляде от нас требуются утомительные соображения и догадки, то наша заинтересованность слабеет. Неудовлетворённость вымещается на непонятном нам художнике, мы восстаём против его выразительных средств, и, как сказали бы древние, горе ему, если он пожертвовал для них красотой.

Искусство, разумеется, не «тихая заводь», и странно было бы не признавать в нём правомерность «выплеска энергии». Однако русскому искусству, взращённому на традициях классики, не чуждому самых драматических и трагических тем, свойственно использовать энергию в мирных целях. Соглашаясь со словами Эрнста «…к людям надо относиться помягче», произнесёнными в бытовом контексте, нынешним творцам следует чаще вспоминать пророческие слова Пушкина из «Капитанской дочки»: «Лучшие изменения происходят от смягчения нравов». Им, правда, это сделать нелегко – способствовать смягчению нравов, и творчество Неизвестного пример тому. Ещё Плиний Старший заметил, что свойственная художникам занос­чивость, стремление к странному и неизвестному влекут их создавать вещи, о которых очень скоро нельзя даже догадаться, что они изображают.

Тэги: Александр Медведев
Обсудить в группе Telegram

Александр Медведев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Обменяться с ветром обликом

    06.04.2021
  • Ангел у Московского вокзала

    17.02.2021
  • Город, наполненный отзвуками

    03.02.2021
  • Светоносность безмолвного мира

    28.10.2020
  • Прямое попадание

    14.10.2020
  • Прямое попадание

    6 голосов
  • Город, наполненный отзвуками

    6 голосов
  • Ангел у Московского вокзала

    3 голосов
  • Светоносность безмолвного мира

    2 голосов
  • Обменяться с ветром обликом

    2 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS