Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 мая 2025 г.
  4. № 18 (6982) (06.05.2025)
Культура

«Ты не покинь меня, моя живая память»

Оратория «Победители» прозвучала в Санкт-Петербурге

09 мая 2025
На премьере оратории «Победители». ФОТО: НАТАЛЬЯ БАТАЛОВА. «ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДНЕВНИК»

Лариса Белякаева-Казанская

В Санкт-Петербурге, в Большом зале филармонии имени Д.Д. Шостаковича и в зале Академической капеллы, состоялась мировая премьера оратории «Победители» для чтеца, солистов, смешанного хора и русского оркестра в 16 частях, с прологом и эпилогом на стихи советских и современных российских поэтов. Автор музыки и либретто – известный петербургский композитор, заслуженный деятель искусств России Виктор Плешак.

Плешак – автор разножанровых произведений, прочно вошедших в репертуар многих музыкальных коллективов нашей страны. Назову оперы «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек»; мюзиклы «Милые грешницы», «Инкогнито из Петербурга», «Пушкин. Рок. Любовь». Широко известны песни Плешака «Говори мне о России», «Экипаж – одна семья», «Любимая команда», «Неповторимый Петербург» – негласный гимн Северной столицы. Оратория «Победители» – новый опус в обширном музыкально-историческом проекте «Русский миръ», который Плешак многие годы создаёт в творческом содружестве с Государственным академическим русским оркестром имени В.В. Андреева и его художественным руководителем, народным артистом России дирижёром Дмитрием Хохловым.

Петербург – родина классической балалайки и Великорусского оркестра, созданных страстным подвижником русской культуры Василием Васильевичем Андреевым. Он привлёк к написанию музыки для невиданного и неслыханного ранее оркестра лучших русских композиторов и среди них – великого А.К. Глазунова, сочинившего в 1906 году масштабную «Русскую фантазию». Так что В. Плешак и Д. Хохлов выступают достойными наследниками блистательной петербургской культуры прошлого, хранят и развивают лучшие традиции русской музыки.

Уже написано одиннадцать ораторий и поэторий, среди которых – «Неповторимый Петербург», «Песнь о купце Калашникове», «По ком звонят колокола», «Страсти по революции 1917 года», «Страсти по Советскому Союзу»; посвящённые подвигу блокадного Ленинграда оратории «Ленинградки» и «Помни». Для композитора военная тема очень личная. Виктор Васильевич рассказал: «Мои родители пережили блокаду, поэтому тема Великой Отечественной войны вошла в меня буквально с детства, как говорится, с молоком матери. Мама мне пела не колыбельные, а песни, которые звучали во время Великой Отечественной войны».

Новый музыкальный проект – ораторию «Победители» композитор осуществил при поддержке верных единомышленников и постоянных исполнителей: Андреевского оркестра во главе с Дмитрием Хохловым; Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры и Детского хора «Перезвоны» детской школы искусств имени М.И. Глинки (художественный руководитель профессор Лариса Яруцкая); чтеца, ветерана Александринского театра, заслуженного артиста России Семёна Сытника; оперных певцов из Мариинского и Михайловского театров. В оратории великолепно солировали истинные мастера бельканто, лауреаты международных конкурсов сопрано Светлана Москаленко и баритон Александр Шахов (Михайловский театр), тенор Александр Михайлов (Мариинский театр). К 80 летию Великой Победы Плешак создал содержательную лирико-драматическую ораторию на актуальную животрепещущую тему. Досконально изучив возможности Великорусского оркестра, достоинства певцов-солистов, он написал выразительную, многокрасочную музыку, идущую от сердца к сердцу. Музыкальный поток впечатляющих образов и картин устремлён к светлому торжественному финалу.

Либретто всех ораторий композитор создаёт сам в результате обстоятельного изучения исторического и литературного материалов. Готовясь к сочинению «Победителей», Плешак с карандашом в руках прочитал массу поэтических сборников. Мне довелось в Доме творчества композиторов в Репине быть свидетелем его тщательной, вдумчивой работы над текстами. Поэтическая канва оратории сплетена композитором из стихов поэтов военных лет: А. Ахматовой, Э. Асадова, Е. Вечтомова, М. Геттуева, А. Горбачёва, М. Исаковского, А. Лебедева, А. Межирова, А. Фатьянова и поэтов послевоенного поколения: Г. Георгиева, М. Дахие, Е. Евтушенко А. Лядова, И. Резника, В. Сосновского, А. Шульгиной. Так словно протянулась рука из сороковых грозовых годов прошлого века в век нынешний, символизируя неразрывную связь поколений и вечную память о солдатах Великой Отечественной. Главная мысль оратории заключена в пронзительных стихах Альбины Шульгиной, торжественно, с достоинством спетых в хоровом прологе «Память»:

Что мы без памяти?

Ведь помнит даже камень

Происхожденье горное своё.

Ты не покинь меня,

Моя живая память,

Душа моя, спасение моё.


Восхищают мастерство и вдохновение композитора, неизменно неразлучные в его музыке. Драматическое повествование о минувшей войне сквозь дымку лирических воспоминаний в оратории воплощено в цельной музыкально-поэтической композиции, исполненной на одном дыхании. Контрастные лики войны через память сердца предстали в хоровых, ансамблевых, сольных и оркестровых частях оратории. Восемьдесят минут музыки зал слушал затаив дыхание, едва воздерживаясь от горячих рукоплесканий после каждой части. Но особенно трудно было не аплодировать детскому хору в трогательной балладе «Котёнок» (слова А. Горбачёва), дуэту Светланы Москаленко и Александра Михайлова в чарующей песне «Луна и танго» (слова В. Сосновского), их же нежнейшем романсе «Дай послушать соловья» (слова Г. Георгиева), где вокализы колоратурного сопрано сплелись с певучей мелодией тенора. А что уж говорить об эмоциональном подъёме слушателей, когда оркестр играл зажигательный «Пляс-перепляс» (№ 14 «На отдыхе. После боя») или феерически ослепительный «Победный вальс» (№ 15).

Масштабная оратория увлечённо слушалась благодаря музыкально-образным, жанровым и тембровым контрастам. Как в кинематографической ленте, стремительно сменялись песня и марш, вальс и танго; хоровые, сольные, ансамблевые номера и монологи чтеца. Многоликую музыку в единое звуковое полотно объединил динамичный, умеренно подвижный темп (Allegro moderato), создавая зримую картину неустанного поступательного движения вперёд к победе. И лишь в торжественных прологе «Память», финальных «Эпитафии» и «Эпилоге» «Земля моей любви» музыка звучала величаво.

«Радостно неожиданный композитор!» – так называет Плешака его учитель, старший друг и соратник народный артист СССР художественный руководитель Государственной академической капеллы Владислав Александрович Чернушенко. Действительно, в каждом сочинении Плешак радует новыми музыкальными красками, свежей интерпретацией избранной сюжетной темы, самобытным развитием традиций русской музыки. В новой оратории с особенной силой проявились лучшие черты его творческой личности: искренность высказывания, щедрый мелодический дар, мастерство театрального драматурга и потрясающая музыкальная эрудиция! Для реализации масштабного замысла Плешак дополнил звучание Великорусского оркестра вибрафонами, колоколами и медной духовой группой с победным соло трубы.

В «Победителях», безусловно, слышны отзвуки музыки великих ленинградцев Дмитрия Шостаковича и Василия Соловьёва-Седого, чьи сочинения стали эмблемой Великой Отечественной войны. Песенные образы Василия Павловича вспоминаются в ряде частей оратории («Возвращение из похода», «Дай послушать соловья», «На отдыхе после боя» и других). Из музыки Дмитрия Дмитриевича в оркестровую ткань оратории инкрустированы начальный мотив темы нашествия из Седьмой, «Ленинградской» симфонии (№ 2, «Бой», оркестровый эпизод) и его музыкальный автограф, монограмма DSCH (№ 12, песня для детского хора «Какая музыка была» на слова А. Межирова).

В итоге многолетнего сотрудничества с Андреевским оркестром и оперными певцами родилось подлинно художественное произведение и его блистательное исполнение. Премьера оратории «Победители», посвящённой 80 летию Великой Победы, стала незаурядным событием сегодняшней музыкальной жизни Петербурга и России. Золотой фонд российской музыки о Великой Отечественной войне пополнился ярким сочинением.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • «Лёгкая кавалерия» взяла Москву

    08.05.2025
  • Одна на всех. У каждого – своя

    07.05.2025
  • Дом науки и культуры, Ковчег, Театр оперы и балета

    05.05.2025
  • Татьяна Аксюта: «Ромео и Джульетта всегда будут на первом месте»

    02.05.2025
  • «От нас всегда ждут чего-то неожиданного!»

    01.05.2025
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS