Лариса Белякаева-Казанская
В Санкт-Петербурге, в Большом зале филармонии имени Д.Д. Шостаковича и в зале Академической капеллы, состоялась мировая премьера оратории «Победители» для чтеца, солистов, смешанного хора и русского оркестра в 16 частях, с прологом и эпилогом на стихи советских и современных российских поэтов. Автор музыки и либретто – известный петербургский композитор, заслуженный деятель искусств России Виктор Плешак.
Плешак – автор разножанровых произведений, прочно вошедших в репертуар многих музыкальных коллективов нашей страны. Назову оперы «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Аленький цветочек»; мюзиклы «Милые грешницы», «Инкогнито из Петербурга», «Пушкин. Рок. Любовь». Широко известны песни Плешака «Говори мне о России», «Экипаж – одна семья», «Любимая команда», «Неповторимый Петербург» – негласный гимн Северной столицы. Оратория «Победители» – новый опус в обширном музыкально-историческом проекте «Русский миръ», который Плешак многие годы создаёт в творческом содружестве с Государственным академическим русским оркестром имени В.В. Андреева и его художественным руководителем, народным артистом России дирижёром Дмитрием Хохловым.
Петербург – родина классической балалайки и Великорусского оркестра, созданных страстным подвижником русской культуры Василием Васильевичем Андреевым. Он привлёк к написанию музыки для невиданного и неслыханного ранее оркестра лучших русских композиторов и среди них – великого А.К. Глазунова, сочинившего в 1906 году масштабную «Русскую фантазию». Так что В. Плешак и Д. Хохлов выступают достойными наследниками блистательной петербургской культуры прошлого, хранят и развивают лучшие традиции русской музыки.
Уже написано одиннадцать ораторий и поэторий, среди которых – «Неповторимый Петербург», «Песнь о купце Калашникове», «По ком звонят колокола», «Страсти по революции 1917 года», «Страсти по Советскому Союзу»; посвящённые подвигу блокадного Ленинграда оратории «Ленинградки» и «Помни». Для композитора военная тема очень личная. Виктор Васильевич рассказал: «Мои родители пережили блокаду, поэтому тема Великой Отечественной войны вошла в меня буквально с детства, как говорится, с молоком матери. Мама мне пела не колыбельные, а песни, которые звучали во время Великой Отечественной войны».
Новый музыкальный проект – ораторию «Победители» композитор осуществил при поддержке верных единомышленников и постоянных исполнителей: Андреевского оркестра во главе с Дмитрием Хохловым; Концертного хора Санкт-Петербургского государственного института культуры и Детского хора «Перезвоны» детской школы искусств имени М.И. Глинки (художественный руководитель профессор Лариса Яруцкая); чтеца, ветерана Александринского театра, заслуженного артиста России Семёна Сытника; оперных певцов из Мариинского и Михайловского театров. В оратории великолепно солировали истинные мастера бельканто, лауреаты международных конкурсов сопрано Светлана Москаленко и баритон Александр Шахов (Михайловский театр), тенор Александр Михайлов (Мариинский театр). К 80 летию Великой Победы Плешак создал содержательную лирико-драматическую ораторию на актуальную животрепещущую тему. Досконально изучив возможности Великорусского оркестра, достоинства певцов-солистов, он написал выразительную, многокрасочную музыку, идущую от сердца к сердцу. Музыкальный поток впечатляющих образов и картин устремлён к светлому торжественному финалу.
Либретто всех ораторий композитор создаёт сам в результате обстоятельного изучения исторического и литературного материалов. Готовясь к сочинению «Победителей», Плешак с карандашом в руках прочитал массу поэтических сборников. Мне довелось в Доме творчества композиторов в Репине быть свидетелем его тщательной, вдумчивой работы над текстами. Поэтическая канва оратории сплетена композитором из стихов поэтов военных лет: А. Ахматовой, Э. Асадова, Е. Вечтомова, М. Геттуева, А. Горбачёва, М. Исаковского, А. Лебедева, А. Межирова, А. Фатьянова и поэтов послевоенного поколения: Г. Георгиева, М. Дахие, Е. Евтушенко А. Лядова, И. Резника, В. Сосновского, А. Шульгиной. Так словно протянулась рука из сороковых грозовых годов прошлого века в век нынешний, символизируя неразрывную связь поколений и вечную память о солдатах Великой Отечественной. Главная мысль оратории заключена в пронзительных стихах Альбины Шульгиной, торжественно, с достоинством спетых в хоровом прологе «Память»:
Что мы без памяти?
Ведь помнит даже камень
Происхожденье горное своё.
Ты не покинь меня,
Моя живая память,
Душа моя, спасение моё.
Восхищают мастерство и вдохновение композитора, неизменно неразлучные в его музыке. Драматическое повествование о минувшей войне сквозь дымку лирических воспоминаний в оратории воплощено в цельной музыкально-поэтической композиции, исполненной на одном дыхании. Контрастные лики войны через память сердца предстали в хоровых, ансамблевых, сольных и оркестровых частях оратории. Восемьдесят минут музыки зал слушал затаив дыхание, едва воздерживаясь от горячих рукоплесканий после каждой части. Но особенно трудно было не аплодировать детскому хору в трогательной балладе «Котёнок» (слова А. Горбачёва), дуэту Светланы Москаленко и Александра Михайлова в чарующей песне «Луна и танго» (слова В. Сосновского), их же нежнейшем романсе «Дай послушать соловья» (слова Г. Георгиева), где вокализы колоратурного сопрано сплелись с певучей мелодией тенора. А что уж говорить об эмоциональном подъёме слушателей, когда оркестр играл зажигательный «Пляс-перепляс» (№ 14 «На отдыхе. После боя») или феерически ослепительный «Победный вальс» (№ 15).
Масштабная оратория увлечённо слушалась благодаря музыкально-образным, жанровым и тембровым контрастам. Как в кинематографической ленте, стремительно сменялись песня и марш, вальс и танго; хоровые, сольные, ансамблевые номера и монологи чтеца. Многоликую музыку в единое звуковое полотно объединил динамичный, умеренно подвижный темп (Allegro moderato), создавая зримую картину неустанного поступательного движения вперёд к победе. И лишь в торжественных прологе «Память», финальных «Эпитафии» и «Эпилоге» «Земля моей любви» музыка звучала величаво.
«Радостно неожиданный композитор!» – так называет Плешака его учитель, старший друг и соратник народный артист СССР художественный руководитель Государственной академической капеллы Владислав Александрович Чернушенко. Действительно, в каждом сочинении Плешак радует новыми музыкальными красками, свежей интерпретацией избранной сюжетной темы, самобытным развитием традиций русской музыки. В новой оратории с особенной силой проявились лучшие черты его творческой личности: искренность высказывания, щедрый мелодический дар, мастерство театрального драматурга и потрясающая музыкальная эрудиция! Для реализации масштабного замысла Плешак дополнил звучание Великорусского оркестра вибрафонами, колоколами и медной духовой группой с победным соло трубы.
В «Победителях», безусловно, слышны отзвуки музыки великих ленинградцев Дмитрия Шостаковича и Василия Соловьёва-Седого, чьи сочинения стали эмблемой Великой Отечественной войны. Песенные образы Василия Павловича вспоминаются в ряде частей оратории («Возвращение из похода», «Дай послушать соловья», «На отдыхе после боя» и других). Из музыки Дмитрия Дмитриевича в оркестровую ткань оратории инкрустированы начальный мотив темы нашествия из Седьмой, «Ленинградской» симфонии (№ 2, «Бой», оркестровый эпизод) и его музыкальный автограф, монограмма DSCH (№ 12, песня для детского хора «Какая музыка была» на слова А. Межирова).
В итоге многолетнего сотрудничества с Андреевским оркестром и оперными певцами родилось подлинно художественное произведение и его блистательное исполнение. Премьера оратории «Победители», посвящённой 80 летию Великой Победы, стала незаурядным событием сегодняшней музыкальной жизни Петербурга и России. Золотой фонд российской музыки о Великой Отечественной войне пополнился ярким сочинением.