Русское будущее: Сборник статей. – СПб.: Нестор-История, 2008. – 280 с.
Сегодня в России футурология и предсказания будущего не в чести. Видимо, сказывается нездоровый опыт советских времён, когда тема «светлого будущего» эксплуатировалась нещадно и безмерно. Однако тяга «загибать взор за линию горизонта» в людях неистребима. И если нет добросовестных попыток заглянуть в будущее, то вместо них мы получаем домыслы и ни на чём не основанные предсказания. И тогда «светлое будущее» меняется на буйные фантазии и апокалиптические видения.
В сборнике «Русское будущее» авторы пытаются взглянуть на будущее незашоренными глазами. Прошлое, самое героическое, для них не модель для буквального подражания. В лучшем случае тут архетипы, которые вечно проявляются на протяжении истории, пусть и всегда по-разному.
Всё-таки поза трагического прорицателя, что и говорить, представляется столь искусительно выигрышной, что отказаться от неё нет сил: «Ближе к концу эти силы объединят все отвратительные черты в единый и чудовищный общественный механизм – бюрократический потребительский тоталитарный ад, населённый свиноподобными дегенератами. Трудно не посочувствовать тем террористам, которые его в конце концов уничтожат».
В таких предсказаниях успокаивает одно – относятся они не только к России, а ко всему миру. Так что плохо будет всем. Если будет.
«Старые мифы – имперские, национальные, социальные – породили утопии, сбывшиеся в ХХ веке. Дальше по этим путям хода нет, и незачем их воскрешать. Нужно новое, но при этом проверенное на технику безопасности», – пишет один из авторов. Но ведь и авторы новых мифов верили, что открывают новое и благостное для человечества…
Никаких готовых рецептов сборник не предлагает. Всё больше видения, предчувствия, фантазии, проекции, образы… Когда в меру, это тоже интересно.
Как вы думаете, что надо сделать, чтобы «избежать тупиковой для России альтернативы: реальная демократия или реальная империя»?
Надо «соединить несоединимое. Виртуальная империя, империя привлекательных и влиятельных образов, политических, интеллектуальных, – это шанс адаптироваться к условиям времён. И превратить из проблемы в преимущество свою вековую волю к империи, соединив её с ультрасовременной волей к виртуальности».
Что-то в этом есть. Если не превращать в догму и единственно верное учение. И избавиться от отрицательного оттенка, который у нас принято вкладывать в слово «виртуальный».