Двадцать этюдов о главном. – М.: ООО «Издательство МБА», 2011. – 296 с.– Тираж не указан.
Философ и общественный деятель Вадим Дормидонтов написал книгу действительно о главном. Есть смысл перечислить затронутые им темы: «Основной инстинкт», «Гармония», «Добро и зло», «Счастье», «Смысл жизни», «Любовь», «Дружба», «Искусство», «Красота», «Культура», «Патриотизм», «Свобода», «Наука и образование», «Религия», «Жизнь и смерть», «Брак и семья», «Воспитание детей», «Образ жизни», «Личность, воля, характер», «Страх и юмор».
Но это не оторванные от практики «философические трактаты». С первых страниц автор проводит мысль, что «бóльшую часть своих проблем порождаем мы сами». Иногда, как представляется, он слишком категоричен в следовании этой идее – когда, например, пишет, что «напасти не приходят к нам извне, они вырастают из нас самих, наших недостатков, нашего невежества, и они будут всегда, пока мы не разберёмся в том, что их порождает». Может быть, где-нибудь в Швейцарии оно и так, но жителю России трудно понять, что такие «напасти», как войны, да и не только войны, «вырастают из нас самих».
Понятно, что обозреть, даже и очень кратко, всю книгу в одной рецензии невозможно. Откроем главу «Культура». Автор начинает его таким абзацем: «Латинское слово «культура» имеет несколько значений, но в его главном смысле… переводится как «возделывание духовного мира». В основе своей понятие культуры предполагает прежде всего наличие у человека системы осознанных самозапретов. Очень важно знать, что следует делать в жизни, но ещё важнее знать, что делать нельзя!» Вадим Дормидонтов рассматривает такие составляющие понятия «культура», как интеллигентность, манера разговора, употребление ненормативной лексики, манера вести дискуссию, личная гигиена и опрятность, отношение к мёртвым и т.д.
Одно из существенных достоинств книги – умение автора к месту и в меру использовать цитаты для подкрепления своих идей. Например, с тревогой говоря о засорении русского языка иностранными словами, он приводит призыв ленинского наркома просвещения Луначарского: «Нужно бороться с этой привычкой предпочитать русское слово, русское лицо, русскую мысль». Как под увеличительным стеклом видна вся антинациональная сущность большевистской революции. Не обходит автор и злобные антикультурные выходки самого Ленина, который заявлял: «Все театры советую положить в гроб!» К этому Вадим Дормидонтов добавляет, что особенно энергично Ильич настаивал на закрытии Большого театра как рассадника буржуазной культуры.
Полезно, полезно почитать «Двадцать этюдов о главном» и юноше, обдумывающему житьё, и седовласому пенсионеру, воспитанному коммунистической пропагандой в убеждении, что Ленин был человечнейшим из всех людей, а Луначарский неизмеримо много сделал для сохранения русской культуры, оберегал её от тягот революционной эпохи…