Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Тяготы революционной эпохи

01 января 2007

КНИЖНЫЙ    РЯД

Вадим Дормидонтов. Двадцать этюдов о главном. – М.: ООО «Издательство МБА», 2011. – 296 с.–  Тираж не указан.

Философ и общественный деятель Вадим Дормидонтов написал книгу действительно о главном. Есть смысл перечислить затронутые им темы: «Основной инстинкт», «Гармония», «Добро и зло», «Счастье», «Смысл жизни», «Любовь», «Дружба», «Искусство», «Красота», «Культура», «Патриотизм», «Свобода», «Наука и образование», «Религия», «Жизнь и смерть», «Брак и семья», «Воспитание детей», «Образ жизни», «Личность, воля, характер», «Страх и юмор».

Но это не оторванные от практики «философические трактаты». С первых страниц автор проводит мысль, что «бóльшую часть своих проблем порождаем мы сами». Иногда, как представляется, он слишком категоричен в следовании этой идее – когда, например, пишет, что «напасти не приходят к нам извне, они вырастают из нас самих, наших недостатков, нашего невежества, и они будут всегда, пока мы не разберёмся в том, что их порождает». Может быть, где-нибудь в Швейцарии оно и так, но жителю России трудно понять, что такие «напасти», как войны, да и не только войны, «вырастают из нас самих».

Понятно, что обозреть, даже и очень кратко, всю книгу в одной рецензии невозможно. Откроем главу «Культура». Автор начинает его таким абзацем: «Латинское слово «культура» имеет несколько значений, но в его главном смысле… переводится как «возделывание духовного мира». В основе своей понятие культуры предполагает прежде всего наличие у человека системы осознанных самозапретов. Очень важно знать, что следует делать в жизни, но ещё важнее знать, что делать нельзя!» Вадим Дормидонтов рассматривает такие составляющие понятия «культура», как интеллигентность, манера разговора, употребление ненормативной лексики, манера вести дискуссию, личная гигиена и опрятность, отношение к мёртвым и т.д.

Одно из существенных достоинств книги – умение автора к месту и в меру использовать цитаты для подкрепления своих идей. Например, с тревогой говоря о засорении русского языка иностранными словами, он приводит призыв ленинского наркома просвещения Луначарского: «Нужно бороться с этой привычкой предпочитать русское слово, русское лицо, русскую мысль». Как под увеличительным стеклом видна вся антинациональная сущность большевистской революции. Не обходит автор и злобные антикультурные выходки самого Ленина, который заявлял: «Все театры советую положить в гроб!» К этому Вадим Дормидонтов добавляет, что особенно энергично Ильич настаивал на закрытии Большого театра как рассадника буржуазной культуры.

Полезно, полезно почитать «Двадцать этюдов о главном» и юноше, обдумывающему житьё, и седовласому пенсионеру, воспитанному коммунистической пропагандой в убеждении, что Ленин был человечнейшим из всех людей, а Луначарский неизмеримо много сделал для сохранения русской культуры, оберегал её от тягот революционной эпохи…

Юрий БАРАНОВ

Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS