Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 26 июня 2019 г.
Литература Библиосфера

Тяжесть полёта

26 июня 2019

Инга Кузнецова. Летяжесть. Серия: Поэтическое время. – М.: АСТ, 2019. – 560 с.– 1500 экз.


Хорошая новость: издательство АСТ запускает новую книжную серию «Поэтическое время» и открывает её объёмной книгой стихов Инги Кузнецовой. Знатокам современной отечественной словесности её представлять не нужно: Инга Кузнецова – автор нескольких обсуждаемых поэтических книг, нашумевшего романа «Пэчворк», лауреат литературных премий. Её стихи переводятся на многие иностранные языки, звучат с театральных подмостков, включая сцену МХАТа. Новая книга «Летяжесть» фактически представляет собой избранное собрание стихотворений. Однако было бы ошибкой думать, что поэты мыслят свою работу как набор отдельных текстов. Всё их творчество – один большой длящийся опус, с аритмией размеров, внутренними рифмами и перекликающимися метафорами. Подобно тому, как строчки складываются в стихи, а стихи – в книги, сами эти книги, будучи помещёнными под одну твёрдую обложку, начинают вибрировать и взаимодействовать, создаётся новое произведение более высокого порядка.

Держа в руках этот тяжёлый том, ловишь себя на невольном чувстве несоответствия. Инга Кузнецова далека от возраста подведения итогов, но сам объём заставляет задуматься о масштабе уже сделанного. По своей художественной природе она – поэт воздушный, летящий, динамичный, а тут такая серьёзная концептуальная основательность. Эта двойственность заложена в самом названии книги, изобретённом оксюмороне «летяжесть». В этом образном неологизме схвачен амбивалентный лейтмотив её поэзии, где сопряжены обременение и его преодоление, притяжение и отталкивание, зависимость и освобождение.

Эта поэзия весьма современна, и читателю с традиционными ожиданиями многое может показаться непривычным. Здесь авторская графика и пунктуация, сложные ритмические схемы, парадоксальные образы, эпатирующие мысли. Если различать два фундаментальных стиля в искусстве – «классический», тяготеющий к гармонии, порядку, образцовости и «романтический», склонный к эксперименту, творческому бунту и обострению противоречий, то Инга Кузнецова предстаёт явным поэтом-романтиком. Её поэтический мир напряжён, неспокоен, противоречив, интеллектуальная и эмоциональная интенсивность доведена до почти болезненного предела – что и порождает мощную энергию, которую читатель чувствует с первых же слов.

Сама Инга склонна определять себя в контексте эстетики сюрреализма. Действительно, причудливость образов, неожиданность их столкновений, тяготение к абсурду, высвобождение сновидческой стихии бессознательного, насыщенность историко-культурными символами и цитатами – всё это заставляет вспомнить сюрреалистическую живопись Сальвадора Дали, Рене Магритта, Джорджо Де Кирико и фильмы Луиса Бунюэля. Европейская поэзия ХХ века знает больших поэтов-сюрреалистов – таких, как Андре Бретон и Луи Арагон, – однако это направление почти не нашло отражения в русской поэзии. Следует признать, что поэзия Инги Кузнецовой – по сути, уникальный случай русского поэтического сюрреализма.

Это направление весьма визуально. Безумие окружающего мира впечатляет в силу своей тотальности, одновременности, когда абсурд сразу охватывает всё зримое пространство. Поэтическое же искусство раскрывается постепенно, последовательно и больше работает со звуком, нежели с картинкой, – поэтому оно традиционно ближе к музыке. Перед поэтом-сюрреалистом стоит непростая, но захватывающая задача – передать визуальную природу сюра. В определённом смысле, подчинить время пространству.

Как это происходит? Ломается ритм, укорачивается строка, усиливаются внутренние рифмы и созвучия, текст насыщается экспрессивными элементами, нагружается сложной метафорикой, композиция расшатывается – делается всё, чтобы не допустить плавной ровной монотонности, когда звучание времени убаюкивает и отключает зрение. Автору важно обострить противоречия, призвать к сопереживанию, не усыпить, а пробудить. Не успокоить, а заставить думать. В этом смысле стихи Инги Кузнецовой трудно посоветовать для тихого семейного чтения. Но человеку, находящему в поиске себя, ищущему смысл, зависимому от языковых энергий, они просто необходимы.


* * *

вектор этой любви

внеположен и жизни и смерти

вектор этой любви

слишком быстро повёрнутый вертел


вертел этой любви

опрокинутой верности вертер

что проходит сквозь жалобу вётел

это ветер


Андрей Новиков-Ланской



Тэги: Инга Кузнецова
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Стихия красоты

    18.05.2025
  • Почти что второе рожденье

    18.05.2025
  • Пропустивший поезд

    17.05.2025
  • Заговорённая вода

    17.05.2025
  • Ольга Берггольц: «Как быстро кончается жизнь…»

    16.05.2025
  • Путешествия шеститомника

    1961 голосов
  • Голос совести

    1468 голосов
  • Русская поэзия обязана провинции

    1346 голосов
  • При свечах в келейном полумраке

    1043 голосов
  • Молчанию небес наперекор

    973 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS