Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 17 ноября 2020 г.
  4. № 46 (6761) (18.11.2020)
Литература Библиосфера

Тёмная материя письма

17 ноября 2020

Александр Иличевский. Чертёж Ньютона: Роман. – М.: Издательство «АСТ», Редакция Елены Шубиной, 2020. – 348 c. – 3000 экз.

Есть книги, содержание которых при желании можно пересказать в двухтрёх абзацах: «Капитанская дочка», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Парфюмер». Конечно, получится схематично, однако некоторое представление тот, кто их не читал, получит.

Но есть произведения, в случае с которыми сделать это практически невозможно: «Война и мир», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита», «Улисс». Дело, наверное, в том, что сам сюжет не играет там решающей роли, а потому пересказ не имеет смысла. Кстати, это хорошо понимал тот же Толстой: когда его попросили вкратце пересказать сюжет эпопеи, он сказал, что в таком случае ему пришлось бы рассказать всё – от первого слова до последнего.

К числу таких книг, пожалуй, следует отнести и роман Александра Иличевского «Чертёж Ньютона». Это не комплимент и не упрёк, а простая констатация факта.

«Но позвольте, – возразит придирчивый читатель. – Вот же в аннотации такая попытка предпринимается»: «Герой… совершает три больших путешествия: держа путь в американскую религиозную секту, пересекает на машине пустыню Невада, всматривается в её ландшафт, ночует в захолустных городках; разбирает наследие заброшенной советской лаборатории на Памире, среди гор и местных жителей с их нехитрым бытом и глубокими верованиями; ищет в Иерусалиме отца – известного поэта, мечтателя, бродягу, кумира творческих тусовок и знатока древней истории Святой Земли…»

Это, конечно, так, да не так. Дело в том, что реальное перемещение героя в пространстве – лишь внешняя канва повествования, не играющая здесь ведущей роли. Для автора гораздо важнее другое – путешествие духовное, интеллектуальное, религиозно-философское.

Роман Иличевского «под завязку набит» всякого рода теориями, штудиями, рассуждениями, духовными практиками. Какие только темы не поднимаются персонажами книги: строение Вселенной, соотношение пространства и времени, верования в духов, феномен тёмной материи, суфийская мистика, проблема поколений, память о прошлом, думы о будущем и многое другое! В глаза бросается блестящая эрудиция писателя, хотя, вообще говоря, бравирование эрудицией в художественной прозе – до стоинство отчасти спорное. Лучше, когда она проявляется подспудно, через психологию, интригу, слова и поступки героев, а не обрушивается на голову обескураженному читателю…

Ларошфуко полагал, что наши недостатки являются продолжением наших достоинств. Эта максима справедлива и в отношении стилистики «Чертежа Ньютона». То, что автор прекрасно владеет словом, не подлежит сомнению. Он буквально упивается изобразительностью, льёт потоки образов и реминисценций, даёт образцы фактурно вылепленной прозы. Но в какой-то момент этот водопад слов несколько утомляет: хочется, чтобы хоть что-то было сказано наконец по-простому, искренне и задушевно.

Иногда эта душевность проступает: в тех редких воспоминаниях о московском прошлом, написанных тепло и трепетно; в отношениях героя с отцом, действительно яркой, неординарной личностью. Легко предположить, что роман глубоко автобиографичен: физтех, Долгопрудный, Штаты, Израиль – всё это этапы жизни автора, но в отношении прообраза отца можно только догадываться.

Литературным предшественником и учителем Иличевского следует считать Владимира Набокова (чего стоит упоминание об излюбленном символе «камера-обскура»), тоже увлекавшегося «тёмной материей» письма.

С точки зрения композиции роман «Чертёж Ньютона» словно распадается на три части: американскую с элементами готического романа (фигура Леди в красном), среднеазиатскую, отчасти напоминающую путевые заметки, и ближневосточную, где в стилистику массированно проникают штрихи художественной гебраистики и иерусалимского краеведения.

Можно предположить, что в авторское сознание три этих замысла являлись по отдельности, а потом было решено собрать их воедино. Что ж, это его право: как-никак сегодня роман – безусловный жанр-лидер.

Тэги: Сергей Казначеев
Обсудить в группе Telegram

Сергей Казначеев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Комплекс Грушницкого

    03.08.2022
  • Право слова

    20.07.2022
  • Как отзовётся имя в веках

    29.06.2022
  • Опасная футурология

    08.06.2022
  • Мой деревянный район

    01.06.2022
  • Чёткий

    91 голосов
  • Два Третьякова

    54 голосов
  • Право слова

    39 голосов
  • Человек-зигзаг

    37 голосов
  • Территория Прокопенко

    32 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS